) макроокружения;
) непосредственного окружения;
) внутренней среды [59, c. 65].
Анализ макроокружения включает в себя изучение влияния таких компонентов среды, как:
) состояние экономики;
) правовое регулирование и управление;
) политические процессы;
) природная среда и ресурсы;
) социальная и культурная составляющие общества;
) научно-техническое и технологическое развитие общества;
) инфраструктура и т.п.
Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам:
) покупатели;
) поставщики;
) конкуренты;
) рынок рабочей силы [55, c. 160].
Анализ внутренней среды вскрывает те внутренние возможности и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также позволяет более верно сформулировать миссию и лучше уяснить цели организации. Кроме того, организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, предоставляя им работу, возможность участия в прибылях, создавая для них социальные условия и т.п.
Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:
) кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;
) организация управления;
) производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики, научные исследования и разработки;
) финансы фирмы;
) маркетинг;
) организационная культура [52, c. 36].
Определение миссии и целей, рассматриваемое как один из процессов стратегического управления, состоит из трех подпроцессов, каждый из которых требует большой и исключительно ответственной работы. Первый подпроцесс состоит и определении миссии фирмы, которая в концентрированной форме выражает смысл существования фирмы, ее предназначение. Далее идет подпроцесс определения долгосрочных целей. Завершается эта часть стратегического управления подпроцессом определения краткосрочных целей. Определение миссии и целей фирмы приводит к тому, что становится ясным, зачем функционирует фирма и к чему она стремится. Следовательно, становится возможным правильнее выбрать стратегию поведения.
После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. Этот процесс по праву считается сердцевиной стратегического управления. С помощью специальных приемов организация определяет, как она будет достигать своих целей и реализовывать свою миссию.
Выполнение стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного, осуществления приводит фирму к достижению поставленных целей. Очень часто наблюдаются случаи, когда фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Это бывает либо потому, что неверно был проведен анализ и сделаны неверные выводы, либо потому, что произошли непредвиденные изменения во внешней среде. Однако часто стратегия не выполняется и потому, что управление не может должным образом вовлечь имеющийся у фирмы потенциал для реализации стратегии. В особенности это относится к использованию трудового потенциала [45].
Оценка и контроль выполнения стратегий является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целями организации.
Основными задачами любого контроля являются следующие:
) определение того, что и по каким показателям проверять;
) осуществление оценки состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями;
) выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;
) осуществление корректировки, если она необходима и возможна [30, c. 154].
В случае контроля выполнения стратегий эти задачи приобретают вполне определенную специфику, обусловленную тем, что стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегий приводит к достижению целей фирмы. Это принципиально отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует правильность выполнения стратегий четкого плана, правильность осуществления стратегии или правильность выполнения отдельных работ, функций и операций. Стратегический контроль сфокусирован на том, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятые стратегии и приведет ли их реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как стратегий, так и целей фирмы.
Стратегия управления определяется так же и как тактика управления в условиях повышенной нестабильности факторов внешней среды и их неопределенности во времени. В таблице 1 представлены характеристики обоих видов управления.
Перейти на страницу: 1 2 3
|