Переход России к демократическому стилю государственного управления вызвал необходимость пересмотра федеративных отношений. Современные государства имеют многоуровневую структуру. В мировой практике наиболее распространена трехуровневая структура государственного управления, включающая федеральный, региональный и местный уровни.
Как правило, на всех уровнях формируются самостоятельные органы законодательной и исполнительной власти. Различные уровни государственной власти имеют собственный круг полномочий, закрепленный в законодательстве страны. Отношения разных уровней власти носят конкурентный характер, и распределение полномочий между ними определяется теми преимуществами, которые имеет каждый из уровней. С одной стороны, центральные власти имеют лучшую информационную базу для принятия решений, могут привлекать наиболее квалифицированных специалистов, аккумулировать значительные финансовые и материальные ресурсы, представлять страну на международной арене. С другой стороны, региональные и местные органы власти лучше знают традиции и особенности конкретной территории, ее природные ресурсы, состояние предпринимательской деятельности, интересы и потребности местного населения.
Конституция Российской Федерации закрепила федеративное устройство страны, что накладывает отпечаток на формирование региональных органов власти (83 субъекта с разными государственно-правовыми статусами: 21 республика, 46 областей, 9 краев, 2 города федерального значения, 4 автономных округов, 1 автономная область). Между ними существуют различия - по численности, экономическому уровню, культурно-образовательному уровню.
Разграничение полномочий между различными уровнями государственного управления закреплено в Конституции Российской Федерации. Основным критерием систематизации этих органов является разграничение Российской Федерацией и ее субъектами: государственная власть РФ распространяется на всю территорию государства, государственная власть субъекта РФ - на его территорию.
Следует упомянуть об особой его подсистеме - местном самоуправлении
. Конституция РФ дает следующее определение местного самоуправления: «признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».
Местное самоуправление - важный элемент демократического общества, поскольку оно является выражением власти народа и обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Граждане страны осуществляют свое право на местное самоуправление путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через органы местного самоуправления. Важно отметить, что по российскому законодательству органы местного самоуправления являются самостоятельными в пределах своих полномочий и не входят в систему органов государственной власти. Более того, не допускается подчиненность одного муниципального образования другому. Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов их ведения.
Федеративное устройство государства, природные, хозяйственные различия между регионами предопределяют актуальность повышения эффективности регионального управления, поиска оптимального варианта разграничения прав и ответственности между федеральным центром и регионами.
Под региональным управлением
понимается государственное управление, которое осуществляется органами государственной власти субъектов Федерации в их административно-территориальных границах всеми им подведомственными отраслями и сферами в соответствии с разграничением государственных полномочий между федеральными и субфедеральными органами.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|