мотивация персонал трудовой производительность
Мотивационный потенциал работника заключается в наличии резервов повышения производительности труда. С одной стороны, этот потенциал тесно связан со степенью удовлетворенности актуальных мотивов работника и реализации его базовых мотивов. Актуальные потребности важны для работника в данный момент, а базовые - важны "по жизни", но могут быть на время отодвинуты на второй план. Здесь важно избегать крайностей, высокая степень демотивации, также как и высокая степень удовлетворенности одинаково ограничивают возможности руководителя по повышению результативности работы подчиненных. С другой стороны, важно учитывать и потенциал комплексных стимулов, таких как социально-психологический климат в коллективе, стиль управления руководителя, особенности корпоративной культуры. Если коллектив разобщен на отдельные размытые группировки, руководитель проявляет попустительский стиль управления, а корпоративная культура ориентирована на ценности индивидуализма, то мотивационный потенциал такого подразделения или небольшой организации невысок.
Методы оценки мотивационного потенциала
Оценка мотивационного потенциала производится путем проведения оценочных мероприятий, в ходе которых используются различные методики психологической и социально-психологической диагностики, специализированные методы сбора и анализа информации. К ним относятся:
· Анкеты, направленные на выявление потребностей и мотивов работников, или социально-психологические методики, направленные на выявление мотивационного профиля персонала;
· Структурированные интервью, предназначенное для выявления используемых руководителем приемов управления мотивацией работников в различных трудных ситуациях управления;
· Методики, направленные на выявление социально-психологического климата в коллективе, доминирующего стиля управления руководителей и специфики корпоративной культуры;
· Наблюдение, направленное на выявление расхождений между представлениями работников и руководителей о приемах управления мотивацией, и определение их результативности. Мы стараемся придерживаться каскадного принципа при проведении мотивационного аудита, т.е. каждый руководитель фиксирует те методы, которые он использует для повышения мотивации своих подчиненных, а подчиненных мы опрашиваем о том, какие методы руководитель применяют к ним. Например, на промышленном предприятии руководителей и их подчиненных попросили оценить по 10-балльной шкале важность некоторых методов управления мотивацией для подчиненных (Оценка руководителями и подчиненными значимости мотивационных воздействий со стороны работников).
Таблица 1. Оценка руководителями и подчиненными значимости мотивационных воздействий со стороны работников
Мотивационные воздействия |
Подчиненные |
Руководители |
Всесторонняя оценка проделанной работы |
6,09 |
6,47 |
Ощущение собственной востребованности |
6,54 |
6,42 |
Дружеская помощь при решении личных проблем |
4,61 |
6,15 |
Гарантия занятости |
6,59 |
8,32 |
Хорошая зарплата |
6,85 |
8,84 |
Интересная работа |
6,67 |
6,81 |
Служебный рост в организации |
5,15 |
5,23 |
Лояльность со стороны руководства |
5,48 |
4,87 |
Хорошие условия труда |
6,35 |
7,13 |
Тактичность при обеспечении дисциплины |
6,09 |
4,36 |
Кол-во опрошенных |
47 |
14 |
|