. В начале XIX века в среде бизнеса появляются личности, которые стремятся кардинальным образом улучшить сложившиеся отношения между работодателем и наемными работниками.
Английский промышленник Роберт Оуэн (1771-1858) одним из первых занялся проблемой ответственности бизнеса. Он разработал план по улучшению жизни рабочих и пытался его осуществить на одной из прядильных фабрик Шотландии. Не смотря на то, что его практические начинания провалились, его идеи и проекты послужили осознанию предпринимателями своей социальной роли в обществе.
. В первой половине XIX века становятся популярными такое понятие, как «благотворительность», которое означало добровольную деятельность работодателей, направленную на улучшение морального и материального положения нуждающихся.
Однако революционные движения в Германии, Италии и Франции (1848-1849г. г.) показали, что сложившиеся отношения между властью, бизнесом и гражданским обществом нуждаются в радикальном обновлении. Поэтому были созданы две теории путей развития:
· 1-ая теория основана на Марксистской идеи, заключавшейся в уничтожении частной собственности как таковой, а взамен предлагалось государственное управление экономикой и распределительными отношениями, в интересах всех членов общества.
· 2-ая теория основана на идее оппонентов марксистов, которые выступали сторонниками существенного повышения роли государства и бизнеса в решении социальных проблем общественного развития при сохранении частной собственности, как необходимого условия обеспечения независимости человека и роста его благосостояния.
. В середине XX века в научный оборот вводится концепция «социального государства» (Лоренц фон Штайн 1850).
Практика западных стран показала, что успешная реализация принципов социального государства возможна лишь в условиях, когда ресурсной базой государственной политики становится социально ориентированная рыночная экономика. В этом контексте появляется впервые термин «корпоративная социальная ответственность» (и его синоним «социальная ответственность бизнеса»), сущность которого разъяснил в своей книге «Евангелие богатства» (1900) основатель компании U.S. Steel Эндрю Карнеги. По мнению Карнеги богатые люди должны субсидировать бедных через благотворительность и рассматривать себя не как хозяева, а как управляющие капиталом, который работает на благо общества (при жизни одно из его любимых афоризм было «человек, умирающий богатым, умирает опозоренным», поэтому перед смертью Карнеги пожертвовал последние $ 30,000,000 благотворительным организациям, и пенсионерам).
Однако концепция «социального государства была подвержена изменениям. Причины:
· Движение рабочих, требования которых государству и бизнес - сообществу пришлось принять.
· Первая мировая войн, которая привела к экономическому кризису и резкому ухудшению жизни простых людей во многих странах Европы.
В этот период французский промышленник Даниэль Легран неоднократно обращался к правительствам европейских стран с предложением принять международные законы об условиях труда на заводах и фабриках, рудниках и шахтах. В пользу такого решения он выдвигал три довода:
Перейти на страницу: 1 2 3
|