Социальные аспекты организации, связанные с вопросами социального развития организации, являются особенно важными. Параметры данного блока социальных стратегий должны постоянно находиться под контролем трудового коллектива, профсоюза и собственников предприятия и быть достоянием гласности. Как показывают недавние события (выступление шахтеров, забастовки работников бюджетной сферы и др.), игнорирование или недостаточное внимание к социальным показателям данного блока может привести к нежелательным явлениям.
Социальная политика на предприятии на современном этапе означает деятельность работодателей, менеджмента и наемных работников по удовлетворению социальных потребностей, согласованию социальных интересов, реализации социальных прав и социальных гарантий, предоставлению социальных услуг, социальной защите персонала. Социальная политика формирует благоприятные условия деятельности работников на предприятии, выступает необходимым фактором реализации персоналом своих способностей и возможностей. Без соответствующих социальных условий сложно достичь стратегических целей предприятия. Если на предприятии созданы такие социальные условия, тем самым представляется больше возможностей для реализации работниками способностей и их эффективной работы.
Социальная деятельность - это изменение организацией социальных условий своего персонала. Ни для одной организации социальная деятельность не может быть главной, а тем более определяющей. Попытки в XIX в. Р. Оуэна и его последователя в России М.В. Буташевича-Петрашевского создать коммуны, по сути организации, для которых социальная деятельность была главной целью, потерпели неудачу. С другой стороны, организация, социальная деятельность которой минимальна, рискует утратить свои позиции на рынке и в профессиональной сфере, так как единственным условием роста любой организации является способность к развитию человека, человеческого капитала (ни один другой капитал такой способностью не обладает), персонала. В этой связи целью, на достижение которой должна быть направлена социальная деятельность организации, является создание условий развития человеческого капитала, то есть условий, способных активизировать профессиональную деятельность персонала. Таким образом, социальная деятельность - это необходимое условие достижения генеральных целей организации.
Социальная политика предприятия состоит из следующих элементов: создание благоприятных условий труда и отдыха работников организации; вознаграждение за труд; социальная защита персонала; поддержание оптимальной морально-психологической атмосферы в коллективе; обеспечение социального партнерства и делового сотрудничества.
Вышеперечисленные элементы социальной политики возникли исторически. Еще в первобытном обществе, когда сообщества людей представляли собой родовые общины, возникли первые элементарные формы социальной деятельности. Эти формы не выделялись из общей деятельности человека, так же как экономическая и другие виды деятельности. Процесс поэтапного развития общества предопределяется типом социального общения, что, в свою очередь, оказывает влияние на формирование социальной политики и этики труда на производстве. Этот процесс можно представить в формализованном виде (см. табл. 1).
Таблица 1. Историческая смена характера трудовой деятельности
Этапы развития общественного производства |
Преобладающий тип социального общения |
Тип социально-трудовых отношений |
Этика труда |
Доиндустриальный |
Господство - подчинение |
Эксплуатация работника |
Суровые фабричные правила. Сакральность общего действа. Как таковая, этика труда отсутствует |
Индустриальный |
Рациональное партнерство |
Функциональное партнерство |
Рациональная этика труда, направленная на достижение экономической эффективности трудовых отношений |
Постиндустриальный |
Социальное партнерство |
Органическое партнерство |
Универсальная этика труда, основанная на общечеловеческих ценностях и достижении социально-экономического эффекта трудовых отношений |
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|