- относительно устойчивая профессиональная квалификация работника, как правило, имеющего специальную подготовку;
постоянный характер служебно-трудовой деятельности, которая является обычно основным источником его существования и жизнеобеспечения;
социально-должностное положение работника в трудовом коллективе, когда его деятельность фактически реализует или обеспечивает исполнение функций и задач данной организации.
К кадрам не относятся нештатные сотрудники, временные и сезонные работники, совместители, которые являются составной частью персонала. Понятие «человеческие ресурсы» также рассматривается как близкое по содержанию понятию «персонал». Однако в управлении человеческими ресурсами используется другая парадигма, при которой акцент смещается на признание необходимости индивидуального подхода к работнику, привлечения и использования, квалифицированных и высококвалифицированных кадров, вложений в привлечение, формирование и развитие персонала организации.
Факторы, влияющие на социальную политику для персонала предприятия:
- масштаб бизнеса;
прибыльность предприятия и конъюнктура рынка;
уровень конкуренции на рынке труда, потребность удержания и развития персонала;
экономическая выгодность поддержания и развития социальной инфраструктуры, особенно при условии ее дальнейшей коммерциализации;
потребности развития и расширения бизнеса;
следования традициям как наиболее эффективный механизм поддержания управляемости персонала;
давление со стороны работников предприятия.
Персонал - основной объект социальной политики на предприятии. Объектом социальной политики предприятия, кроме работников, являются также местные сообщества.
Предприятие может проводить социальную политику в отношении людей, проживающих в местных сообществах, являющихся внешней для него средой. В целом комплексе социальных задач организации, решаемых в рамках стратегического планирования, особую значимость представляют две группы задач:
Социальные задачи, которые должны решаться непосредственно в организации в интересах всех (или большинства) членов трудового коллектива.
Это улучшение условий труда, отдыха, взаимоотношений в коллективе, форма, размер заработной платы и другие вопросы, непосредственно влияющие на характер общественно-производственных отношений, по которым можно судить об уровне необходимых социальных условий. Большинство из этих аспектов являются предметом коллективного договора, заключаемого между работодателем (собственником), трудовым коллективом и отраслевым профсоюзом.
Социальные задачи, характеризующие уровень развития объектов социальной инфраструктуры на предприятии, в которой в большей степени заинтересованы отдельные работники и местные органы власти.
Это обеспеченность благоустроенным жильем работников предприятия, наличие детских дошкольных учреждений, оздоровительных и медицинских учреждений для работников и членов их семей, наличие образовательных учреждений и др. (рис. 1).
Рисунок 1. Группы, заинтересованные в реализации социальных стратегий предприятия
Безусловно, главным субъектом является коллектив работников, который сопоставляет условия своей жизнедеятельности с аналогичными условиями работников предприятий данной отрасли региона (города).
Следовательно, объективная информация, характеризующая уровень социального развития организации, должна быть предоставлена в сравнении с аналогичными предприятиями территории.
Вторая группа социальных задач может способствовать повышению мотивации работников к улучшению социально-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности и выполнению корпоративной стратегии организации.
В целом социальная стратегия организации представляет собой целостную систему субъективных стратегий, направленных на решение всего комплекса задач организации (рис. 2).
Рисунок 2. Система социальных стратегий организации
Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
Прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия.
Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
Виды прибыли с формулами расчета, а также рентабельности, приведем в табл. 2.
Таблица 2
Показатель, влияющий на эффективность социальной политики предприятия |
Формула расчета |
1. Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ, услуг считают расходами по обычным видам деятельности. |
П вал = ВР - С, где ВР - выручка от реализации; С - себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг. |
2. Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов |
П пр = П вал - Р у - Р к, где Р у - расходы на управление; Р к - коммерческие расходы. |
3. Прибыль (убыток) до налогообложения - это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные. |
П дно = П пр ± С одр ± С вдр, где С одр - операционные доходы и расходы; С вдр - внереализационные доходы и расходы. |
4. Прибыль (убыток) от обычной деятельности может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей (суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды) |
П од = П дно - Н, где Н - сумма налогов |
5. Чистая прибыль - это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов. |
П ч = П од ± Ч др, где Ч др - чрезвычайные доходы и расходы. |
6. Рентабельность продукции (норма прибыли) - это отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат) |
Ц - С Р п = С * 100, где Ц - цена единицы продукции; С - себестоимость единицы продукции |
7. Рентабельность производства (общая) показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных средств (величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов) |
П Р о = ОС ср + ОбС ср * 100, где П - сумма прибыли; ОС ср - среднегодовая стоимость основных средств; ОбС ср - средние за год остатки оборотных средств. |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|