Цель исследования: анализ характера социально-психологической адаптации между особенностями начинающего карьеру молодого человека и показателями адаптированности: удовлетворенности своим положением в коллективе, отношение к труду, отношение к руководству, удовлетворенность собой на работе, тревожностью.
Задачи исследования:
. Выявить социально-психологическую адаптацию молодых специалистов, начинающих свою карьеру. Опросник для оценки социально-психологической профессиональной адаптации (Дмитриева М.А.);
. Измерить уровень тревожности «Шкала оценки уровня ситуативной и личностной тревожности» (Спилбергер Ч.Д., Ханин Ю.Л.).
. Изучить характер взаимосвязи между показателями социально-психологической адаптации, удовлетворенности своим положением в коллективе, отношение к труду, отношение к руководству, удовлетворенность собой на работе, тревожностью.
. Сравнить полученные данные в исследуемой выборке.
Гипотеза -социально-психологическая адаптация начинающего карьеру молодого человека зависит от отношений с руководством и коллективом.
База исследования:
Были исследованы 33 человека (свободная выборка), в возрасте от 21 до 27 лет. Из них - 19 девушек и 12 - молодых людей.
Полученные данные были обработаны на ПК при использовании программы SPSS. Применялись методы корреляционного анализа (r-критерия Спирмена) и сравнения двух независимых переменных (F-критерий Фишера и T-критерий Стъюдента).
Исследование проходило в 2 этапа.
На первом этапе был осуществлен подбор методик с последующей диагностикой для изучения социально-психологической адаптации.
Нами были выбраны следующие методики:
. Опросник для оценки социально-психологической профессиональной адаптации (Дмитриева М.А.);
2. «Шкала оценки уровня ситуативной и личностной тревожности» (Спилбергер Ч.Д., Ханин Ю.Л.).
. Анкетирование.
На втором этапе полученные данные были обработаны на ПК при использовании программы SPSS. Применялись методы корреляционного анализа (r-критерия Спирмена) и сравнения двух независимых переменных (F-критерий Фишера и T-критерий Стъюдента). На основании чего произведен анализ полученных результатов и сделаны соответствующие выводы.
Описание используемых методик.
. Опросник для оценки социально-психологической профессиональной адаптации (Дмитриева М.А.);
Данный опросник предназначен для оценки уровня социально-психологической адаптации. Сначала необходимо выбрать специалистов, уровень социально-психологической адаптации, которых будет оцениваться. В зависимости от особенностей их профессии вносятся коррективы в опросник. Уточнения должны касаться вопросов №3 и 30. После этого специалистам дается опросник и бланк для ответов. В бланке для ответов молодые специалисты должны поставить букву, соответствующую выбранному ответу, возле номера вопроса.
При проведении результатов используются критерии, приведенные в приложении А. Количество баллов, полученное обследуемым, является показателем социально-психологической адаптации. Чем выше балл, тем выше уровень социально-психологической адаптации. Максимальное количество возможных баллов - 120. Из опросника, для исследования, взяты несколько оценочных шкал, для выявления источников дезадаптации, приведенные в таблице 1(приложение А). Шкалы, выбранные нами: удовлетворенность своим положением в коллективе; отношение к труду (удовлетворенность работой); удовлетворенность собой на работе; отношение к руководству. Максимальное число баллов по шкалам -12, среднее - 6, минимальное - 0. Количество баллов по отдельным шкалам указывает на источники дезадаптации.
2. Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера)
Тест предназначен для измерения личностной и ситуативной тревожности. При анализе результатов нужно иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал, может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов - низкая, 31 - 44 балла - умеренная; 45 и более высокая.
|