Напряженность труда - это характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы.
Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов согласно [4], условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные условия разделяются 4 степени вредности: 1 степень (3.1), 2 степень (3.2), 3 степень (3.3), 4 степень (3.4).
1. Нагрузки интеллектуального характера [4]
1.1 "Содержание работы" указывает на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма. В нашем случае, так как алгоритмы решения поставленной задачи заранее не известны,, значит данная работа относиться к классу 3.2.
1.2 "Восприятие сигналов (информации) и их оценка". Так как в нашем случае есть необходимость комплексной оценки всей работы, то данная работа относиться к классу 3.2.
.3 "Распределение функций по степени сложности задания". Так как в нашем случае необходимо обрабатывать, проверять и контролировать выполнение задания, то данная работа относиться к классу 3.1.
.4 "Характер выполняемой работы". Работа выполняется по индивидуальному плану, в условиях дефицита времени и отмечается высокая ответственность за результат, следовательно данная работа относиться к классу 3.2.
2. Сенсорные нагрузки
2.1. "Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)". В нашем случае работник вынужден постоянно контролировать вводимую информацию, контролировать результаты работы, следовательно работе присвоен класс 3.2.
2.2. "Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы. Значение плотности сигналов за 1 час работы можно принять равным 20 - 1 класс работы.
.3. "Число производственных объектов одновременного наблюдения". В нашем случае возникает необходимость одновременно наблюдать за 2мя - 3мя объектами - это 1 класс.
.4. "Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)". У нас объектом наблюдения являются буквы и цифры (2-3 мл) - 1 класс.
.5. "Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)". В нашем случае данные приборы не используются - 1 класс работы.
.6. "Наблюдение за экраном видеотерминала (ч в смену)". У нас 6 часов из 8 часовой смены - это класс 3.1.
.7. "Нагрузка на слуховой анализатор". У нас помех нет, разборчивость слов равна 100% - 1 класс.
.8. "Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю)". В нашем случае суммарное количество часов наговариваемых в неделю равно 10 часам - 1 класс работ.
3. Эмоциональные нагрузки
3.1. "Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки". В нашем случае имеется ответственность за качество продукции - это класс 3.2.
3.2. "Степень риска для собственной жизни". У нас степень риска минимальна - 1 класс.
.3. "Ответственность за безопасность других лиц". У нас степень риска минимальна - 1 класс.
.4. "Количество конфликтных производственных ситуаций за смену". В нашем случае таких ситуации 1, присваиваю 2 класс.
4. Монотонность нагрузки
4.1. "Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций"
4.2. "Время активных действий (в % к продолжительности смены)". В нашем случае преобладает выполнение активных операций - класс 3.1.
.3. "Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса, в % от времени смены)". В нашем случае время пассивного наблюдения не преобладает - класс 2.
Перейти на страницу: 1 2 3
|