Создание формального антикризисного плана.
Формальный кризисный план или руководство по действию в кризисных ситуациях существенно облегчает работу сотрудников в период кризиса. Для того чтобы план не просто был составлен, но и служил эффективным инструментом антикризисного управления, при работе над ним необходимо придерживаться следующих принципов [31. С. 96]:
) кризисный план не должен быть слишком громоздким и сложным. В критической ситуации никто не будет тратить время на просматривание сотен страниц текста в поисках нужного телефонного номера или инструкции. Необходимы четкие и ясные руководства и доступ к необходимой информации, а не нагромождение запутанной терминологии;
2) кризисный план должен содержать действительно актуальную информацию (списки ключевых персон, номера телефонов, координаты экстренных служб), которая должна соответствовать действительности и периодически обновляться;
3) кризисный план должен содержать адресное, направленное описание необходимых действий для каждой вовлеченной группы сотрудников и иных лиц, а не абстрактное руководство для персонала компании «икс».
Структура кризисного плана индивидуальна для каждой организации, однако в общих чертах кризисный план должен содержать следующие основные составляющие:
- введение, в котором кратко указываются цели создания кризисного плана, обосновываются его необходимость и обязательность для исполнения всеми сотрудниками компании;
описание наиболее вероятных кризисных ситуаций. В этом разделе указывается, с какими кризисными ситуациями может столкнуться компания. Их перечень, разумеется, не может быть исчерпывающим, однако описание типичных для организации кризисов поможет выработать у сотрудников осознание того, что кризис вполне может произойти и в их компании, став причиной чрезвычайной растерянности [31. С. 97];
изложение политики компании, ее ценностей и базовых установок. Этот элемент кризисного плана способствует тому, чтобы в нужный момент сотрудники не растерялись в непредвиденных обстоятельствах и продолжали придерживаться целей и ценностей фирмы. Такие базовые установки, как внимание к нуждам клиентов, забота о персонале, социальная ответственность в период кризиса, не только не должны быть забыты, но способны стать тем ориентиром, который поможет вывести организацию из опасной ситуации;
- уроки прошлого опыта. С их помощью можно научить тому, как с помощью слаженных, соответствующих заранее разработанному плану действий сотрудников фирмы возможно предотвратить развитие кризиса или выйти из него с минимальными потерями;
стратегия и тактика действий в кризисных ситуациях различного рода. При составлении этого раздела крайне важно обращать внимание на перечисленные выше особенности кризисного планирования;
- образцы и шаблоны различных документов. Письма акционерам, пресс-релизы, обращения к клиентам - все эти документы будет крайне сложно, практически невозможно подготовить непосредственно в ходе кризиса, поэтому шаблоны для типичных кризисных ситуаций должны быть разработаны заранее и включены в кризисный план. Подготовкой этих шаблонов занимается команда антикризисного планирования совместно с привлекаемыми для этой цели специалистами соответствующих подразделений организации;
списки ключевых лиц, ответственных за действия в кризисной ситуации (сотрудники службы безопасности, PR-служба, отдел по работе с инвесторами и т.д.) с номерами контактных телефонов или других средств связи. Каждая позиция списка должна содержать краткое указание, в какой ситуации необходимо обратиться к данному лицу;
иные необходимые документы - планы эвакуации, схемы расположения запасных выходов и др.
Необходимо не забывать, что кризисный план - это документ, нуждающийся в постоянном обновлении и пересмотре. Только в случае постоянного поддержания актуальности плана он будет действительно полезным инструментом антикризисного управления.
Тестирование антикризисного плана.
После того как первоначальный вариант кризисного плана составлен, необходимо проверить, насколько этот документ адекватен для организации и
какие изменения в него необходимо внести. Для этого команда антикризисного планирования может использовать ряд методов, позволяющих одновременно протестировать кризисный план и выяснить степень подготовленности организации к кризису [31. С. 97].
Распространенным методом тестирования плана является проведение тренингов, имитирующих возникновение реальной кризисной ситуации. Команда антикризисного планирования во время такого тренинга отслеживает, насколько полезен оказывается антикризисный план; какие действия были необходимы, но планом оказались не предусмотрены; где план приводит к неопределенности относительно дальнейших действий и т.д. Команда антикризисного управления должна участвовать в тренинге обязательно, иначе имитация не будет достоверной. Однако команда антикризисного планирования куда эффективнее будет действовать в роли наблюдателя, что даст ей возможность обратить внимание на все детали и нюансы поведения сотрудников в процессе имитации кризиса.
Перейти на страницу: 1 2 3
|