. Определение технических способов и средств измерения и контроля затрат;
. Выявление резервов снижения затрат на всех этапах производственного процесса и во всех производственных подразделениях предприятия;
. Выбор способов нормирования затрат;
. Выбор системы управления затратами, соответствующей условиям работы предприятия.
Задачи управления затратами на предприятии должны решаться в комплексе. В этом случае они будут результативны, и экономическая эффективность деятельности предприятия резко возрастет.
Управление затратами на предприятии предполагает выполнение всех функций, присущих управлению любым объектом: разработке (принятию) решений, реализации решений, контролю их выполнения. Функции управления затратами реализуются через выполнение элементов управленческого цикла: прогнозирования и планирования, организации, координации и регулирования, активизации и стимулирования выполнения, учета и анализа.
Выполнение функций управления в полном объеме по всем элементам составляет цикл управления управляющей подсистемой (субъект управления) по отношению к управляемой системе (объекту управления). Субъектами управления затратами на предприятии выступают руководители и специалисты предприятия и производственных подразделений (производств, цехов, отделов, участков и т.п.). Отдельные функции и элементы управления затратами выполняют или активно в них участвуют служащие предприятия. Например, диспетчер влияет на координацию и регулирование производственного процесса и, следовательно, на производственные затраты, бухгалтер выполняет учет затрат и т.п. Объектами управления затратами выступают затраты на разработку, производство, сбыт (реализацию), эксплуатацию (использование) и утилизацию (работ, услуг).
Управление затратами - это выполнение всего комплекса функций управленческого цикла, направленных на повышение эффективности использования ресурсов на предприятии. При этом управление затратами шире, глубже и многообразнее, а, следовательно, и сложнее суммирования управления эффективностью использования отдельных производственных ресурсов, поскольку учитывает их комплексное использование, возможную взаимозаменяемость и различия в величине и сроках влияния на результаты работы предприятия.
Особенностью выполнения функций при управлении затратами является их первичность по отношению к производству, то есть для достижения определенного производственного, экономического, технического или другого результата нужны затраты. Поэтому целью управления затратами является достижение намеченных результатов деятельности предприятия наиболее экономичным способом.
Управление затратами не является самоцелью, но совершенно необходимо для достижения предприятием определенного экономического результата, повышения эффективности работы предприятия и принятия в случае необходимости соответствующих мер.
Управление затратами - это динамический процесс, включающий управленческие действия прямой и обратной связи, целью которых является достижение высокого экономического результата деятельности предприятия.
Основные принципы управления затратами - это общие требования к управлению затратами на предприятии, которые выработала практика.
Система управления затратами на предприятии базируется на следующих принципах:
· Системный подход в управлении затратами;
· Единство методов, практикуемых на разных уровнях управления затратами;
· Управление затратами на всех стадиях жизненного цикла изделия - от создания до утилизации;
· Органическое сочетание снижения затрат с высоким качеством продукции (работ, услуг);
· Направленность на недопущение излишних затрат;
· Широкое внедрение эффективных методов снижения затрат;
· Совершенствование информационного обеспечения о величине затрат;
· Повышение заинтересованности производственных подразделений предприятия в снижении затрат.
Системный подход в управлении затратами находит свое выражение в том, что эффективность ее (системы) оценивают по эффективности самого слабого звена системы.
Таким образом, одной из характеристик системного подхода к управлению затратами на предприятии является определение наименьшей эффективности отдельного звена системы. Это может быть низкий уровень нормирования затрат, недостаточная мотивация и стимулирование персонала за снижение затрат, недостаточный по объему и профессиональной подготовке анализ, система учета затрат, не обеспечивающая потребности руководства и т.д. Именно слабое звено системы определяет надежность (эффективность) работы всей производственной системы, какой является предприятие. Недостаточное внимание к одной функции управления затратами может свести к нулю всю работу в области управления затратами на предприятии.
Методическое единство управления затратами на разных уровнях предполагает выполнение всех функций управления по всем элементам управленческого цикла, направленных на выполнение целей и задач предприятия в достижении экономических результатов, единые требования к информационному обеспечению, планированию, учету, анализу затрат на предприятии.
Перейти на страницу: 1 2 3
|