Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужных ресурсов. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Во избежание этого необходимо проанализировать всевозможные факторы внешней среды.анализ тенденций, имеющих существенное значение для стратегии ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» в приложении 3.
Далее проведем анализ конъюнктуры рынка, на котором действует ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (таблица 1.6).
Таблица 1.6. - Анализ конъюнктуры рынка
Вопрос |
Ответ |
1. Какова степень насыщенности рынка? |
Практически полное заполнение |
2. Каковы тенденции изменения емкости и насыщенности рынка на ближайшие 2-5 лет? |
Произойдет увеличение рынка |
3. Какие признаки указывают на падение либо рост рынка? |
Высокие темпы развития стран региона «БРИГ» (Бразилия, Россия, Индия, Китай) - укрепление суверенитета стран за счет роста расходов на вооружение, в первую очередь, российского производства Увеличение расходов государства на модернизацию ВВС, в том числе, увеличение гос. заказов на истребители пятого поколения |
4.Какова общая тенденция спроса на продукт данной организации? |
Продукты производства пользуются стабильным спросом со стороны Министерства обороны, оборонных структур ряда зарубежных стран (Индия) Сегмент гражданской продукции является востребованным на рынке, однако сохраняется невысокая доля его в выручке предприятия |
5. Экономическая ситуация в важнейших потребляющих регионах |
Экономическое укрепление стран, стремление к повышению безопасности за счет современного вооружения, военной авиации Повышение уровней доходов государства, в том числе за счет благоприятной конъюнктуры цен на сырьевых рынках, как следствие, наращивание военного и оборонного потенциала страны |
В результате анализа конъюнктуры рынка можно сделать выводы: рынок данной продукции заполнен практически полностью, в ближайшее время произойдет увеличение емкости рынка, во-первых, из-за угрозы безопасности в некоторых регионах мира и стремления ее обеспечить за счет современного российского вооружения, в том числе, по геополитическим причинам (Венесуэла, Индия, Китай, ряд государств Аравийского полуострова, Иран), во-вторых, из-за увеличения военного бюджета РФ в последующее десятилетие в два раза, что соответственно, повлечет за собой увеличение оборонного заказа.
В таблице 1.7 приведен более полный анализ тенденций развития в сфере основной деятельности УМПО.
Таблица 1.7. - Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение»
Факторы |
Характеристика |
Общие тенденции в отрасли авиационной промышленности |
- привлечение масштабных финансовых средств на организацию крупных финансовых проектов, связанных с разработкой и производством продукции нового поколения; - ориентация производителей авиационной техники на государственную поддержку в плане стабильного финансирования и размещения государственного заказа на выпускаемую продукцию; - внедрение в производство новых технологий для увеличения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции |
Прогноз в отношении будущего развития событий в отрасли |
- возрастание конкуренции на мировом рынке вооружений со стороны ведущих предприятий стран Германии, Франции, Великобритании и США; - возникновение в России крупных корпораций с определением головных предприятий по каждому направлению отрасли авиационной промышленности; - при условии необходимой и стабильной финансовой поддержки со стороны государства, дальнейшая модернизация существующей военной техники и создание новых видов продукции, отвечающей современным технологиям и требованиям в области качества выпускаемой продукции |
Возможные негативные факторы, которые могут повлиять на сбыт предприятием его продукции (работ, услуг) |
- действия организаций - конкурентов; - моральное старение продукции; - снижение качества продукции; - риск инвестиционного климата (инфляция, изменение налогообложения, изменение валютного курса); - маркетинговый риск - сезонность продаж (спрос в весенне-летний период); - социальный риск: расслоение населения по уровням доходов; - риск возможных протекционистских мер как со стороны Правительств стран, в которых находятся основные потребители, так и Правительств других стран, входящих в различные военные блоки. - запретные меры Правительства РФ: возможное ухудшение дипломатических отношений со странами, являющимися основными потребителями военной продукции, поставляемой по экспортным контрактам и договорам. (Китай, Индия и др.). |
|