Стратегический выбор включает выработку серии стратегических альтернатив, исходя из целей компании, ее преимуществ и недостатков, а также внешних возможностей и угроз. Каждая стратегическая альтернатива может представлять возможные направления действий. На этом этапе фигурирует следующий основной вопрос: какие направления стратегического развития кажутся наиболее приемлемыми? При разработке стратегий важно учесть наибольшее возможное количество вариантов, так как существует тенденция учитывать только наиболее очевидно приемлемые варианты и уже на ранних этапах выдвижения альтернатив отбрасывать остальные. Однако такая оценка всегда субъективна. Очевидные варианты не обязательно являются лучшими. И это обстоятельство может лишить вариантов, которые при более детальной проработке на этапе оценки вариантов обнаружили бы свои преимущества.
Проведенный анализ позволит сформулировать стратегии, применяемые на исследуемой фирме. Прежде всего, рассмотрим возможные стратегические альтернативы (таблица 2.2).
Таблица 2.2. - Выбор стратегии организации
Выясняемая область деятельности |
Инструменты разработки стратегии |
Возможные стратегические альтернативы |
1. Общее направление развития организации в целом |
Составление сценариев |
Стратегии стабильности |
2. Определение рынка и товара организации |
Матрица «Товар/Рынок» |
Стратегия диверсификации |
3. Цели организации по отношению к конкуренции |
Модель Портера |
Стратегия оптимальных издержек |
4. Распределение ресурсов |
Портфельная методика |
Выявление приоритетных подразделений в производстве |
5. Оценка привлекательности сферы бизнеса для инвестирования |
Mc Kinsey |
Стратегия наступления |
6. Как отыскать новые стратегические возможности и способы производства или изменить «правила игры» в организации |
Анализ проблем клиентов Матрица «Изменение - сопротивление» |
Новые творчески идеи, индивидуальные стратегии Позиция менеджмента - «Сторонник изменений» |
7. Каково поведение функциональных подразделений в рамках общей и деловой стратегии организации |
Анализ роли функции в поддержке корпоративной / деловой стратегии |
Функциональные стратегии: маркетинга, производства, финансов, НИОКР, управления персоналом |
Предприятие ОАО «УМПО» использует следующие стратегии: стратегии стабильности, стратегия диверсификации, стратегия оптимальных издержек, выявление приоритетных подразделений в производстве, стратегия наступления, функциональные маркетинговые, производственные, финансовые, инновационные стратегии.
Таблица 2.3. - Матрица Ансоффа |
Старый товар |
Новый товар |
Старый рынок |
Проникновение на рынок |
Развитие продукции |
Новый рынок |
Развитие рынка |
Диверсификация |
|