Прирост пассажирских перевозок происходит не только от увеличения числа жителей, а он в большей степени зависит от развития техники, информации, связи, бюджета свободного времени, культурно-бытовых и общественных запросов отдельных людей, концентрации их места жительства и сфер приложения труда, роста городов и их территорий.
Несмотря на всю сложность происходящих в нашей стране процессов наблюдается увеличение времени отдыха и отпусков, развитие туризма, садово-огороднических товариществ и фермерских хозяйств, что обусловливает преимущественный рост подвижности населения за счет социальных, а не демографических факторов.
Виды автомобильных пассажирских перевозок. Наряду с железнодорожным, морским, речным и воздушным видами транспорта автомобильный пассажирский транспорт является составной частью единой транспортной системы страны. Перевозки, выполняемые автобусами общего пользования в единой транспортной системе страны, достигают уже 63 %.
Автомобильный пассажирский транспорт включает в себя автобусы и легковые автомобили. Автобусные перевозки пассажиров в основном осуществляются по маршрутам. Маршрутом называется установленный и соответствующим образом оборудованный путь следования автобуса между начальным и конечным пунктами. Маршруты подразделяются: на городские, пригородные, междугородные и межреспубликанские; постоянные и сезонные (движение автобусов на постоянных маршрутах осуществляется круглогодично, а на сезонных - в течение определенного периода времени);
сельские;
вахтовые (маршруты регулярных перевозок к местам, удаленным на значительные расстояния от места жительства работающих); туристско-экскурсионные; служебные; перевозки учащихся (преимущественно в сельской местности).
Основной объем перевозок, выполняемый автобусами, составляют городские пассажирские перевозки. Они являются одним из основных видов городского транспорта. Примерное распределение перевозок: городские -70 %, пригородные и внутрирайонные - 26 %, междугородные - 4 %. .
Легковые автомобили используются в виде служебных, проката, автомобилей индивидуального пользования.
В зависимости от цели передвижения (городские) перевозки, пассажиров могут быть трудовыми, деловыми и культурно-бытовыми. Трудовыми называются передвижения рабочих и служащих от мест жительства к месту работы и обратно, передвижение учащихся к местам учебы и обратно. Поездки на работу носят массовый характер, К тому же, время поездки на работу - это потерянное время. Чтобы в какой-то мере уменьшить отрицательные последствия этой потери, стремятся либо размещать новые предприятия поблизости от существующих крупных жилых массивов, либо развертывать строительство новых жилых районов поблизости от крупных предприятий. Проводимые исследования показывают, что при поездке на работу неблагоприятным считается время движения автотранспортом общего пользования, превышающее 15 мин, и интервал движения подвижного состава, превышающий 10 мин.
Сходный характер с поездками на работу имеют поездки в учебные заведения и обратно. Это маятниковые перемещения между местом жительства учащегося и учебным заведением. Они характеризуются ритмичностью, переменной концентрацией в определенные периоды дня и односторонностью пассажирских потоков в эти периоды. Расстояния поездок, связанных с работой и учебными заведениями, не превышают 10-20 км. Поездки по служебных делам включают поездки, связанные с решением производственных вопросов, а также с выполнением профессиональных и общественных функций. Они рассредоточены в пространстве и времени и имеют двусторонний характер.
Культурно-бытовыми считаются все передвижения, не связанные с трудовыми и служебными передвижениями.
|