Приступая к анализу такого вопроса, как мотивация персонала в организации, нельзя обойтись без определения таких ключевых понятий, как «потребность», «мотив» и «стимул», так как эти три категории имеют прямое отношение к рассматриваемым в данной работе вопросам. Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека [24, с. 95].
Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, целесообразно, с моей точки зрения, рассмотреть три аспекта этого явления:
) что в деятельности человека находится в зависимости от мотивационного воздействия. Путем внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия, и приводят к желательному результату. При данном типе мотивирования надо хорошо знать то, какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям, и то, как вызывать эти мотивы. «Я даю тебе, что ты хочешь, а ты даешь мне, что я хочу». Если у двух сторон не оказывается точек взаимодействия, то и процесс мотивирования не сможет состояться [31, с. 22].
) каково соотношение внутренних и внешних сил. При этом типе мотивирования, необходимо развить и усилить желательные для субъекта мотивирования мотивы действий человека, и наоборот, ослабить те мотивы, которые мешают эффективному управлению человеком.
) как мотивация соотносится с результатами деятельности человека. Эта характеристика деятельности, на которую влияет мотивация, состоит в настойчивости продолжать и развивать начатое дело [34, с. 55].
Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде четырех следующих одна за другой стадий.
Основные этапы процесса мотивации представлены на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Основные этапы мотивационного процесса
На первом этапе человек начинает ощущать, что ему чего - то не хватает. Проявляется эта нехватка в конкретное время и начинает требовать от человека ее устранения. На втором этапе человек ищет попытки, что-то предпринимает для ее удовлетворения. На третьем этапе человек фиксирует, что он должен делать, чтобы устранить потребность, а также осуществляет эти действия. На четвертом этапе, проделав определенную работу, человек получает желаемый результат и потребность устраняется.
При этом для более точного определения понятия мотивации необходимо остановиться на таких понятиях как потребности, мотив, мотивирование, стимул, стимулирование. Потребности - это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Наконец, это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и “требует” своего устранения. Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно устраняются. Если потребность устранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.
Под мотивом понимается то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится “внутри” человека, имеет “персональный” характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. Мотивы поддаются осознанию. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности.
Мотивирование представляет процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов [5, с. 245]. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления во многом зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.
Стимулы играют роль рычагов воздействия или носителей “раздражения”, вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю. Сказанное можно выразить простой формулой: стимул + потребность =мотив.
|