Категория «качество» издавна привлекала внимание мыслителей и ученых, представителей разных научных направлений. Впервые характеристику этой категории дал Аристотель, определивший ее как видовое отличие сущности. Галилей, Локк и другие философы различали качества объективные, присущие природным вещам, и субъективные, существующие только в человеческом восприятии. Гегель определил качество как логическую категорию, составляющую начальную ступень познания вещей и становления мира, непосредственную характеристику бытия объекта. (1, стр.41)
Управление качеством - это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве, обращении, эксплуатации и потреблении, осуществляемые путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на него.
Управлять качеством, по мнению Н.К. Розовой, - значит проводить экономические, организационные, технические и другие мероприятия, направленные на обеспечение высокого качества продукции на всех стадиях жизненного цикла товара (внедрение, рост, зрелость, поддержание спроса). (4, стр.95).
Анализ поведения покупателей показывает, что для них в процессе сравнения и отбора выигрывает тот товар, у которого отношение полезного эффекта к затратам на его приобретение и использование максимален по сравнению с другими аналогичными товарами. Это и есть условие конкурентоспособности товара в самом общем виде. Но определить, соответствует ли товар хозяйства этому условию, можно лишь в процессе сравнения с другими представленными на рынке товарами. Для этих целей и проводят анализ конкуренции на рынке, который осуществляется в рамках общей системы сбора и обработки информации о деятельности конкурирующих фирм.
Устойчивое развитие молочного скотоводства и молочной индустрии в целом имеет исключительно важное значение в обеспечении населения важнейшими продуктами питания, продовольственной независимости страны. В этой подотрасли аграрного сектора экономики решаются актуальные социально-экономические задачи.
Так уже традиционно сложилось, что главной проблемой российской молочной промышленности считается состояние ее сырьевой базы. Реформирование экономики РФ, проводилось без достаточной научной проработки, что привело к общему экономическому кризису в стране и особенно тяжело отразилось на состоянии молочного скотоводства. Производство молока в 2000 г. по сравнению с 1990 г. уменьшилось с 55,7 млн до 32,3 млн тонн, численность поголовья молочного скота снизилось с 55,7 млн до 26,9 млн голов, в том числе коров - с 20,1 до 12,5.
Численность коров в период 1995- 2010гг. продолжала снижаться. В самом этом факте ничего опасного нет. Дело в том, что молочное животноводство в России продолжает развиваться преимущественно экстенсивными методами. Ведь в СССР поголовье молочных коров являлось еще и мясным ресурсом страны. Сегодня, когда мясная и молочная индустрия - это совершенно раздельные бизнес-структуры, логично с точки зрения экономики говорить о том, что молочное животноводство перестало выполнять роль поставщика мясного сырья.
Несмотря на значительное сокращение поголовья коров молочного стада количество коров, приходящихся на 1000 жителей в России (84 головы), превосходит аналогичный показатель в ряде стран с развитым животноводством. Так, в США он составлял в 1999 году 34 головы, в Канаде - 41, во Франции - 76, в Великобритании - 36, в Финляндии - 75, в Германии - 59. Это сравнение показывает, что Россия должна стремится не к восстановлению численности молочного стада, а к повышению продуктивности коров.
|