Функциональное управление осуществляется некой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, нужных для принятия решений в системе линейного управления.
Суть в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на профессионалов, т.е. каждый орган управления (или исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов деятельности.
В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), к примеру отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по функциональному признаку.
Рис.3 Схема функциональной организационной структуры управления
Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.
Как видно из рисунке 3, вместо универсальных менеджеров, которые обязаны разбираться и выполнять все функции управления, возникает штат профессионалов, имеющих высшую компетенцию в собственной области и отвечающих за определенное направление (к примеру, планирование или прогнозирование). Такая функциональная специализация аппарата управления существенно увеличивает результативность деятельности организации.
Как и линейная, функциональная структура имеет свои достоинства и недостатки (табл.3).
Недостатки как линейной, так и функциональной структур управления в значимой степени устраняются линейно-функциональными структурами.
Таблица 3
Достоинства и недостатки функциональной структуры управления
Достоинства |
Недостатки |
1) высокая компетентность профессионалов, отвечающих за воплощение конкретных функций; 2) освобождение линейных менеджеров от решения особых вопросов; 3) стандартизация, формализация и программирование явлений и действий; 4) исключение дублирования и параллельности в выполнении управленческих функций; 5) уменьшение потребности в специалистах широкого профиля. |
1) чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач "собственных" подразделений; 2) трудности в поддержании неизменных взаимосвязей между различными функциональными службами; 3) появление тенденций лишней централизации; 4) долгая процедура принятия решения; 5) относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения. |
|