После 10 лет бурного роста Россия испытала воздействие глобального
финансового кризиса, что ставит новую задачу в области макроэкономической
политики. После того как российская экономика достигла впечатляющих темпов
роста в период с 1999 по 2007 г. (7% в год) и еще более высоких темпов в первой
половине 2008 г. (8%), в стране началось постепенное замедление экономического
роста. В первой половине 2008 г. в России по-прежнему наблюдались высокие темпы
роста ВВП - около 8%, что отчасти было отражением хороших фундаментальных
макроэкономических условий. Такие темпы роста превышали долгосрочный потенциал
российской экономики (согласно оценкам, он составляет примерно 6-7%), а
признаки перегрева были уже очевидны. Рост инфляции, сокращение безработицы, повышение
коэффициента использования производственных мощностей, а также тот факт, что
рост реальной заработной платы значительно опережает рост производительности, -
все эти признаки свидетельствовали о "перегреве" экономики в условиях
ограничений (в основном инфраструктурных), сдерживающих предложение. Хорошие
фундаментальные макроэкономические условия в России, взвешенная бюджетная
политика и отсутствие влияния кризиса ипотечного кредитования в США частично
защитили российскую экономику и ограничили влияние глобального финансового
кризиса. Благодаря незначительному объему государственного внешнего долга,
большому двойному профициту (профицит бюджета и счета текущих операций),
наличию одних из крупнейших в мире золотовалютных резервов и благоприятным оценкам
рейтинговых агентств, иностранные инвесторы вплоть до середины 2008 г. считали
Россию безопасной гаванью, которая достаточно защищена от ухудшения финансовых
условий во всем мире. Создав хороший бюджетный и резервный буфер по сравнению с
большинством других стран с формирующейся рыночной экономикой, Россия смогла
задержать приход и ограничить воздействие глобального кризиса. На самом деле
сейчас уже очевидно, что если бы к началу текущего глобального финансового
кризиса у России не было такого большого профицита бюджета и огромного объема
ресурсов, накопленных в стабилизационном фонде и золотовалютных резервах,
последствия кризиса сказались бы гораздо раньше и были бы намного серьезнее,
чем сейчас. Не менее важно и то, что у Правительства было бы гораздо меньше
времени, ресурсов, возможных вариантов экономической политики и свободы
маневрирования для того, чтобы ограничить воздействие кризиса на реальный
сектор. Глобальный кризис негативно сказался на России в виде четырех
взаимосвязанных шоков:
. Развитие глобального кризиса привело к резкому прекращению притока, а
затем к оттоку капитала в результате бегства инвесторов, которые стали уводить
свои средства в более надежные активы с развивающихся рынков, включая Россию.
. Глобальный кризис кредитной системы сказался на банковской системе
России, у которой возникли проблемы с ликвидностью в период сроков погашения
краткосрочной внешней задолженности.
. Резкое падение цен на нефть ведет к уменьшению профицитов бюджета и
счета текущих операций России, а также к снижению огромных золотовалютных
резервов страны.
. На российском фондовом рынке произошел масштабный обвал (это во многом
отражает утрату доверия инвесторов во всем мире и ожидание резкого падения цен
на нефть). К середине ноября 2008 г., т. е. менее чем за 5 месяцев, он потерял
примерно 2/3 своей стоимости. Данные шоки сдерживают внутренний спрос,
являющийся главным фактором роста в России, что ставит перед Правительством
новые задачи экономической политики в совершенно иных внешних и внутренних условиях
по сравнению с тем, что было всего несколько месяцев назад. Главная задача
экономической политики сейчас заключается в том, чтобы ограничить неизбежное
воздействие кризиса на реальный сектор, сохранив при этом доставшуюся большой
ценой макроэкономическую стабильность и особенно стабильность бюджетной
системы.
Выживание и процветание организаций, работающих на рынке близко связано с
самим результатом. В свою очередь для достижения результата организация
нуждается в стратегии, чтобы, как образно отметил Минцберг: «составить маршрут
к желаемым результатам» и, следовательно защитить себя от конкурентов и
остаться конкурентоспособной и процветающей».[22]
Одной из функций менеджмента является организация системы управления -
организационное проектирование, в результате которого формируются
организационные структуры предприятия. Организационная структура - это состав
служб аппарата управления предприятием, связи, распределение ролей, полномочий
и ответственности между ними.
К основным факторам, определяющим требования к организационным структурам
управления, относятся: факторы внешней среды (экономические, правовые,
научно-технические, социально-культурные, экологические); факторы внутренней
среды (цели и стратегии развития фирмы, ресурсные и финансовые ограничения);
производственно-технические факторы (продукция, технология, численность
персонала, мощность производства и др.); организационные факторы (вид
оргструктуры, должностные и информационные связи в системе управления),
социально-психологические факторы и факторы эффективности.
При этом часть факторов, например, производственно-технологические и
организационные, поддаётся непосредственному учёту, а во многих случаях
нормированию. Влияние других факторов связано с формированием организационных
структур управления. Конкретная деятельность людей как элементов системы
управления определяется их способностями и уровнем квалификации, отношением к
труду, стилем руководства, морально-психологическим климатом в трудовом
коллективе. Участие человека (фактор субъективности) в процессе управления
существенно затрудняет формализацию и анализ связей элементов системы
управления.
Воздействие каждого из указанных факторов предопределяет структуру,
которая наилучшим образом будет удовлетворять интересы организации.
Ключевыми решениями в проектировании организации являются: степень
разделения труда; тип оргструктуры; способ координации; масштаб управляемости,
количество уровней управления; способ распределения прав и ответственности;
соотношение централизации и децентрализации в принятии решений. Эти решения
отражают сложное взаимодействие между тем, что окружает организацию, и тем, как
управляют организацией.
Следует отметить, что сама по себе оргструктура не обеспечивает
автоматически эффективности процесса управления. Теоретически самая лучшая
оргструктура может оказаться неудачной, если не будет поддержана умелыми
руководителями, специалистами и исполнителями, и, наоборот, хорошее управление
может привести к нужным результатам даже в условиях неэффективной оргструктуры.
Указанными положениями объясняется актуальность исследования.
Цель исследовательского проекта - разработать обоснованную, реалистичную,
эффективную структуру управления ООО «Лика» в условиях стратегического развития
бизнеса, основанную на научных методах сбора, обработки и анализа информации, в
сложившихся условиях.
Объектом исследования является российское предприятие ООО «Лика»,
осуществляющее свою деятельность в сфере производства и оптовой продажи
одноразового (стерильного) медицинского белья (далее одноразового белья).
Предметом исследования является разработка структуры управления в
условиях применения методологии стратегического менеджмента.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
дать понятие и показать значение организационной структуры в развитии
организации;
показать процесс формирования организационной структуры управления и
методы проектирования;
рассмотреть каналы распределения в оптовой торговле - проанализировать
деятельность ООО «Лика», являющейся одним из операторов на российском рынке
одноразового белья;
разработать структуру управления организации;
определить мероприятия по внедрению разработанной структуры управления
организацией.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том,
что оно вносит вклад в разработку одной из актуальных экономических проблем,
связанной с поиском стратегий развития и процветания компаний России.
Методологической основой исследования явились: монографии и труды
зарубежных экономистов, публикации в периодической печати, ресурсы Интернета.
Организационная структура управления как основа
совершенствования функционирования организаций
|