· разрешение конфликтных ситуаций;
· психология потребительского поведения;
· способы преодоления стресса;
· основы мерчендайзинга и многие другие.
Значимость работы в аптеке очень высока. Сотрудники несут ответственность не только за выполнение порученной работы перед руководством. Но и непосредственно перед посетителями аптеки. Ошибки в работе недопустимы, поскольку могут отразиться на здоровье покупателей, в том числе дети. Ошибка фармацевта может иметь летальный исход. Немаловажное значение имеет взаимодействие первостольника с посетителями, где каждый человек несет свое настроение, свои взгляды, вкусы, убеждения, разную манеру поведения и т.д. Постоянная концентрация внимания нужна при работе с деньгами. Уровень ответственности сотрудников очень высок и требует постоянного напряжения и самоотдачи. Постоянное напряжение сказывается на продуктивности работы и самочувствии людей.
На тренингах, под руководством практикующих психологов, работники приобретают навыки общения с посетителями и разрешения конфликтов, учатся противостоять стрессу. Благодаря таким тренингам повышается сплоченность коллектива; члены коллектива не только приобретают поддержку и защиту в лице своих коллег, находят признание успехов и достижений, но и сохраняют свою индивидуальность и гордость за собственные заслуги.
Другой нематериальной формой стимулирования является проведение конкурсов внутри аптечной сети на звание лучшей аптеки, лучшего сотрудника, лучшее оформление витрины и т.д. Соревновательный момент привносит азарт в повседневную деятельность и действует порой намного эффективнее, чем материальные методы стимулирования. Подведение итогов таких конкурсов может быть приурочено к какому-либо мероприятию и объявляется всему коллективу на его торжественной части.
Помимо конкурсов, периодически вывешивается стенгазета, где освящается внутренняя организации и последние достижения. В оформлении стенгазеты все желающие принимают непосредственное участие.
Стимулирующее влияние оказывает публичное признание заслуг сотрудников или всего коллектива в целом. Нередко директор лично выносит благодарность, посещая отдельные подразделения. Проявление внимания со стороны руководства позволяет чувствовать сотрудникам свою значимость и необходимость.
Удовлетворенность персонала повышается также за счет создания здоровой рабочей атмосферы, организации технически оснащенных рабочих мест, участия в управлении изменениями в деятельности организации.
Помимо перечисленных факторов, существенное влияние на мотивацию оказывает наличие обратной связи, которая дает возможность работникам узнать о результатах своей работы. Обратная связь осуществляется посредством собраний, которые проводятся с периодичностью раз в месяц. Собрание возглавляет директор, присутствуют представители бухгалтерии и заведующие структурных подразделений. Все присутствующие предоставляют отчет о проделанной работе и вместе с руководством рассматривают экономическую эффективность проделанной работы. Ежегодно обсуждаются и намечаются планы развития, определяется порядок, последовательность, сроки, исполнители и затраты на их выполнение. Информацию о политике и планах предприятия доводят до персонала заведующие структурных подразделений. Положительная оценка работы различных подразделений и отдельных сотрудников выражается благодарностью в форме морального или материального вознаграждения и способствует повышению мотивированности сотрудников.
На рисунке 4 представлена система стимулирования персонала аптечной сети.
Рисунок 4. Система стимулирования персонала в ООО "Айболит"
Помимо изучения действующей системы мотивации, был проведен тестовый опрос сотрудников в различных подразделениях организации (Приложение 1).
Таблица 6.
Результаты тестирования сотрудников сети аптек "Айболит"
Вопросы анкеты |
Результаты опроса |
возраст сотрудников |
21 -48 лет |
стаж работы в организации |
1 - 15 лет |
размер заработной платы |
устраивает 58%, не устраивает 14%, затруднились ответить 28% |
перспективы профессионального и служебного роста |
устраивает 38%, не устраивает 20%, не интересуются перспективами роста 42% |
взаимоотношения с руководителем подразделения (организации) |
удовлетворяют 67%, скорее удовлетворяют, чем нет 25%, затруднились ответить 8% |
взаимоотношения с коллегами |
удовлетворяют 77%, скорее удовлетворяют, чем нет 23% |
важность и ответственность выполняемой работы |
удовлетворяет 87%, скорее удовлетворяют, чем нет 12%, затруднились ответить 1% |
возможность выполнять работу, уважаемую широким кругом людей |
считают уважаемой 95% , в этом почти уверены 5% |
условия труда |
удовлетворяют 52%, скорее удовлетворяют, чем нет 21%, затруднились ответить 27% |
эффективность организации рабочего процесса |
удовлетворяют 25%, скорее удовлетворяют, чем нет 25%, затруднились ответить 25%, скорее не удовлетворяют 25% |
процесс выполняемой работы |
удовлетворяет 58%, скорее удовлетворяет, чем нет 29%, затруднились ответить 13% |
режим работы |
удовлетворяют 71%, скорее удовлетворяют, чем нет 17%, затруднились ответить 4%, скорее не удовлетворяют 8% |
надежность места работы (уверенность в завтрашнем дне) |
считают надежной 40%, скорее надежной, чем нет 35%, не смогли определиться 25% |
соответствие работы вашим способностям |
удовлетворяет 46%, скорее удовлетворяет, чем нет 33%, затруднились ответить 21% |
возможность проявления самостоятельности и инициативы на рабочем месте |
удовлетворяет 38%, скорее удовлетворяют, чем нет 33%, затруднились ответить 25%, скорее не удовлетворяют 4% |
работа, как средство достижения успеха |
удовлетворяет 33%, скорее удовлетворяют, чем нет 29%, затруднились ответить 21%, скорее не удовлетворяют 17% |
Ваши пожелания и предложения по перечисленным вопросам |
ü Сбалансировать соотношение загруженности людей и их заработной платы; ü Повысить заработную плату; ü Улучшить условия труда (расширить помещения, нормализовать вентиляцию); ü Увеличить количество культурных мероприятий. |
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|