Категория лидерства возникла вместе с формированием таких понятий как «менеджмент» и «администрирование» в начале XIX века, в тот период, когда в качестве итога промышленной революции XVIII века, произошло усложнение социально-экономической структуры общества, и были дифференцированы производственные функции. Именно в это время впервые в истории процесс управления обществом и трудовой деятельностью претерпел столь серьёзные изменения, что внутри него стали выделять несколько структурных составляющих, различающихся функционально. Для обозначения одного из этих компонентов и был введён термин «лидерство». Появившись в Великобритании, в конце XIX - начале XX вв., он стал проникать в разные языки мира, в том числе и в русский, неся поначалу некий негативный смысл, связанный с британскими политическими и культурными реалиями. В настоящее время в русском языке слово «лидер» получило широкое распространение в значении: «глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей, а также первенство, главенствующее положение в чём-либо».
В современной философской, социально-политической и психологической литературе существует уже более 300 различных авторских определений лидерства (Иванова): определений практически столько же, сколько учёных изучали и изучают данный вопрос. Несмотря на широкую популярность данной темы у исследователей, представляющих многие сферы обществознания, на сегодняшний день не существует единого подхода к трактовке феномена лидерства. Рассмотрим сначала, как фигура лидера рассматривается в современном бизнесе, а затем - как на лидера смотрят в научном сообществе.
Кто же рассматривается современным бизнес сообществом в качестве лидера? Лидер сегодня - это:
человек сумевший заявить о себе, обнаружив свою собственную ценность и уникальность, сумевший развить её и максимизировать.
человек, который признаёт ценность каждой личности, не унифицирует подчиненных ему людей, тот, кто, обладая способностью к самоидентификации и постоянному развитию, способен подвигнуть к этому других.
Лидерство в современной организации - это не руководство, как часто понимают этот термин, хотя лидер может быть руководителем. Лидерство - это и не менеджмент. Лидерство в современной организации - это "пусковой механизм" системы, то, благодаря чему все технические элементы, концепции, принципы начинают жить. Это способность управлять людьми с учетом их наклонностей и желаний. Это способность создать мечту организации, сделать «постановку этой мечты» и воплотить её в жизнь. В итоге получается, что лидерство сегодня - это всё для организации. «Лидерство - это воплощение изменений благодаря изменению восприятия людьми того, что является для них желаемым и возможным» (А. Залежник).
Лидер в бизнесе сегодня - это а) человек, на которого делается основная ставка всех заинтересованных лиц; б) человек, на которого возложены очень большие ожидания и в) на котором лежит моральное бремя необходимости постоянно соответствовать этим ожиданиям. Кроме того, это г) человек, принимать решения которому приходится в ситуации частичной или полной неопределённости. Некоторые исследователи полагают, что только из неопределённости и возникает лидерство - когда в момент всеобщего хаоса появляется личность, способная указать направление и сделать это направление понятным для всех. «Нет беспорядка, нет суматохи - значит, нет ни творчества, ни энергии, ни вдохновенного лидерства». (Том Питерс) «Лидер - это человек способный постоянно самосовершенствоваться, а личностный рост происходит только тогда, когда заканчивается стабильность и начинается неопределённость и неопознанность новых рисков» (Роберт Куинн).
С точки зрения теории кризиса, изменения могут заставить большинство людей чувствовать себя некомпетентными, бедствующими, беззащитными, сбитыми с толку, озадаченными и опечаленными. Однако всегда есть небольшое количество людей, которые могут воспринимать возникший кризис как стимул к дальнейшему развитию. Им просто необходимо время на адаптацию. Поэтому то, что сейчас происходит в мире, в бизнесе, в социальной сфере это не кризис лидерства как таковой - это резкое изменение темпов процессов изменений, резкий рост уровня неуверенности в завтрашнем дне. И только люди с крепкой внутренней опорой, ориентированные не на внешнюю защищённость, а на внутренние ценности, способны адаптироваться и найти выход для организаций из сложившихся ситуаций. Они, как и все другие люди, переживают в данный момент кризис адаптивности, но для них он займёт не так много времени и всегда кончится принципиальным решением на «принятие вызова» (И.Иванова).
Перейти на страницу: 1 2 3
|