Теперь, посмотрим, как на понятие лидерства смотрит научное сообщество. Заглянув в социологический словарь, можно обнаружить следующее определение лидерства: «Лидерство - 1) ведущее положение отдельной личности, социальной группы…обусловленное более эффективными результатами деятельности…2) процессы внутренней самоорганизации и самоуправления группы, коллектива, обусловленные индивидуальной инициативой их членов» .
Сделав то же самое и. заглянув в психологический словарь, мы можем прочесть про лидера и лидерство следующее: «Лидер - член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе». И тут же: «Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе».
Из всех этих определений, имеющий свои достоинства и недостатки, «сухой остаток», вероятно, может выглядеть так: лидер - это тот человек, который, опираясь на свои личные качества, мировоззрение, способности и желание (компетенции) быть ведущим членом группы, оказывает наибольшее влияние на эффективность работы группы, коллектива или общины, пользуется активной поддержкой ее членов, признается ими в качестве ведущего, за счет собственного активного включения в межличностные отношения и структуру группы, коллектива и социума, инициирует, привлекает, актуализирует и адаптирует важнейшие процессы и ресурсы, необходимые для выживания, развития и процветания его окружения в постоянно изменяющейся и неопределенной среде.
Важнейшим достижением современной теории лидерства является понимание того факта, что универсально эффективный стиль лидерства - утопия. Лидерство в наши дни принципиально ситуационно. Важнейшая проблема состоит в том, какие параметры ситуации являются в тот или иной момент ключевыми. В целом проблему лидерства в современном менеджменте он представил в виде «когнитивной карты», представленной на рис. 1.
Он же в одной из своих статей называет 4 основных макропроблемы лидерства до сих пор не получивших достойного отражения в психологической и управленческой науках:
1. проблема целеполагания,
2. проблема корпоративной культуры,
. порождающей и поддерживающей лидерство,
. проблема соответствия стиля лидерства этапу жизненного цикла организации, проблема мотивации лидера.
Важнейшим фактором в осуществлении лидером своих функций являются его
а) личностные качества. Однако не менее, если не более важную роль в выдвижении и успехе лидеров играет
б) конкретная обстановка и
в) динамика внешней среды,
г) зрелость, умение, опыт,
д) результаты деятельности,
е) ожидания последователей,
ж) особенности поведения самого лидера,
з) особенности организации (подразделения) в которой они работают или учатся, и) эффективность последних.
Из сказанного выше отметим важный момент: лидерство - есть в своем роде некая природная и социально-психологическая данность, предрасположенность, которая лишь может себя проявить при определенных условиях. Или может быть извлечена либо педагогическими, либо управленческими средствами. Это положение, пожалуй, может являться одним из основополагающих в нашем дальнейшем исследовании проблемы развития лидеров в студенческой среде. Потенциальный лидер, человек (юноша, девушка), желающий быть лидером, обладающий определенными способностями и склонный выступать в позиции лидера, с одной стороны, и соответствующая среда, поддерживающая такой тип личности, как бы ищут, движутся навстречу друг другу. Но это вовсе не означает, что подобная встреча возможна. Молодой человек, в силу специфики своей личности и запросов, может так и не найти возможности для проявления себя во внешней среде. В свою очередь последняя может просто «задавить» или «не дать» молодому человеку в полной мере осуществить свои лидерские амбиции.
Примеров тому просто нет числа. В нашей практике работы в студенческом отделе ЧГУ мы с удивлением обнаруживали для себя неожиданные лидерские инициативы со стороны студентов одной ногой уже стоящих за пределами вуза, т.е. почти став его выпускниками. Оказывается сама идея о том, что их интерес может быть осуществлен в условиях вуза, казалась им нереальной
В то же время, и, конечно же, гораздо чаще, нам приходилось видеть обратную ситуацию - человек просто горит желанием, инициативой, но эта инициатива все время нарывается на бюрократическую атмосферу и требования вузовского окружения. Вроде бы все складывается хорошо, но какой-нибудь преподаватель или администратор, даже не задумываясь над этим, ставит перед молодым человеком запредельную для его физических и психических возможностей задачу (например, написать реферат или курсовую работу), которая выбивает последнего из состояния «лирического возбуждения» и сводит всю его лидерскую инициативу «на нет». Не в этот, так в следующий раз. Ведь ресурсы сопротивления «бездушной системе» не беспредельны.
Перейти на страницу: 1 2 3
|