Таким образом, проведенное анкетирование в магазине женской одежды подтвердило мое предположение о том, что управляющая магазином Заруцкая С.В. является не только руководителем, но и неформальным лидером коллектива.
Рекомендуется придерживаться выбранной тактики и методики управления персоналом, избегая конфликтных ситуаций, а при их возникновении быстро и эффективно предотвращать. Уделять больше внимание целенаправленно тренингам по командообразованию, ввести традицию: один -два раза в месяц организовывать совместный отдых сотрудников магазина в развлекательных центрах.
Заключение
Неформальные лидеры - это члены группы, которые официально не имеют руководящей должности, но из-за своих личностных качеств, жизненного опыта и поведения заняли особое положение - лидерское. Существенные факторы, определяющие возможность неформального лидерства включают: возраст, должность, профессиональные знания и умения, психологию личности, личностные качества, из которых главные - компетентность и отзывчивость, признание группой.
Неформальный лидер получает от группы властные полномочия в принятии решений и распоряжении ресурсами. В своей деятельности он делает главную ставку на людей и взаимоотношения между ними. Принципиальное отличие неформального лидера от руководителя формальной функциональной или производственной группы заключается в поддержке формального руководителя административной системой с помощью внутренних нормативных документов (положения, инструкции, правила, регламенты). Неформальный лидер опирается на свой авторитет и межличностные отношения, а не на официальные властные полномочия.
С точки зрения роста эффективности коллектива целесообразнее всего, если руководитель является одновременно и деловым его лидером. Реализация руководителем роли эмоционального лидера не обязательна. Желательно, однако, чтобы его позиция не была чрезмерно низкой, ибо это может негативно сказаться и на отношениях и людьми в деловой сфере.
Во взаимодействии руководителя с сотрудниками, занимающими те или иные лидерские позиции в коллективе первому необходимо уметь контактировать, ведь они оказывают определенное влияние на коллектив или на какую-то часть его членов. И для пользы дела их предпочтительнее числить в союзниках, нежели иметь в их лице приверженцев конфронтирующей стороны. Если руководитель ориентируется на интересы дела и успехи коллектива, то он должен поощрять лидерство. И не только поощрять лидерство, но и самому включаться в этот процесс. Успех в нем важен не только лично для руководителя, он нужен коллективу, чтобы ощутить уверенность в достижимости поставленных целей.
Таким образом, неформальные лидеры, пользуются большим влиянием в коллективе. Такие люди могут добиться саботажа решений менеджмента, увести из компании часть коллектива, устроить забастовку. Но неформальные лидеры могут быть очень полезны руководителю, например помочь внедрить инновации в компании, которые обычно плохо идут из-за сопротивления среднего менеджмента.
Приложение 1
Таблица - Исследование особенностей человека, обладающего качествами лидера
Группа качеств |
Характеристика качеств |
Физиологические качества |
Приятные внешность (лицо, рост, фигура), голос, хорошее здоровье, высокая работоспособность, энергичность |
Психологические качества |
Властность, амбициозность, агрессивность, уравновешенность, независимость, смелость творчества, самоутверждение, упорство, мужество |
Интеллектуальные качества |
Высокий уровень интеллекта: ум, логика, память, интуитивность, энциклопедические знания, широта кругозора, проницательность, оригинальность и быстрота мышления, образованность, чувство юмора |
Личностные качества |
Деловые качества: организованность, дипломатичность, надежность, гибкость, обязательность |
Приложение 2
1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
Да/Нет
. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?
Да/Нет
. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
Да/Нет
. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|