Принципы - это устойчивые правила сознательной деятельности людей в процессе управления. Принципы, положенные в основу эффективного управления персоналом, достаточно разнообразны. Принципы научного менеджмента Фредерика Тейлора «Отец научного менеджмента» американский инженер-механик Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915) в своем основном произведении «Принципы и методы научного менеджмента» (1911) обосновал следующие принципы управления:
Администрация берет на себя выработку научного фундамента для каждого действия, применяемого на предприятии.
Администрация производит тщательный отбор рабочих, а затем тренирует, обучает и развивает каждого отдельного рабочего. Сердечное сотрудничество с рабочими в направлении достижения соответствия всех отдельных отраслей производства научным принципам, которые выработаны администрацией. Равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими. Выработка многочисленных правил, законов и формул, которые заменят собой личное суждение индивидуального рабочего.Принципы управления в теории эффективности Гаррингтона Эмерсона Гаррингтон Эмерсон (1853-1931) в книге «Двенадцать принципов производительности» (1912) показал, что в основе системы управления персоналом лежат следующие 12 принципов:
- точно поставленные идеалы и цели;
- здравый смысл;
- компетентная консультация;
- дисциплина;
- справедливое отношение к персоналу;
- быстрый, надежный полный, точный и поставленный учет;
- диспетчирование;
- нормы и расписание;
- нормализация условий;
- нормирование операций;
- стандартные инструкции;
- стимулирование - вознаграждение за производительность.
Принципы управления в теории администрирования Анри Файоля Французский горный инженер Анри Файоль (1841-1925) в книге «Общее промышленное управление» (1916) рассмотрел следующие принципы, лежащие в основе эффективного функционирования управленческого механизма.
. Разделение труда. Специализация - естественный порядок вещей. Цель разделения труда - выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же условиях.
. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность - ее противоположность.
. Дисциплина. Предполагается послушание и уважение к соглашениям, достигнутым между фирмой и ее работниками. Дисциплина подразумевает справедливо применяемые санкции.
. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного начальника.
. Единство направлений. Каждая из групп, действующих в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом, и иметь одного руководителя.
. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы рабочих не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.
. Вознаграждения. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую заработную плату за свою работу.
. Централизация. Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Между централизацией и децентрализацией должна существовать пропорция, зависящая от конкретных условий.
. Скалярная цепь. Это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от занимающего самое высокое положение до руководителя низового звена.
. Порядок - это место для всего и все на своем месте.
. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия.
. Стабильность рабочего места. Эффективная организация работы снижает текучесть кадров. Посредственный руководитель, держащийся за свое место, предпочтительней, чем выдающийся менеджер, который быстро уходит.
. Инициатива - это разработка плана и обеспечение его успешной реализации.
. Корпоративный дух. Союз - есть сила. А она - результат гармонии и развития.
Система планирования и управления персоналом позволяет снижать затраты на персонал и соблюдать заданный уровень сервиса за счет более точного составления расписаний работы операторов.
Главный вклад Файоля в теорию управления в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций планирования и организации. Принципы Файоля до настоящего времени представляют интерес.
2.3 Методы управления персоналом
Методы управления персоналом предприятия - это способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе производства - делятся на три группы: административные, экономические и социально-психологические.Все перечисленные методы связаны между собой. Административные методы. К административным методам относятся:
Перейти на страницу: 1 2 3
|