Архитектура системы управления знаниями, построенной на базе интегрированной системы управления предприятием
Управление знаниями (УЗ) по существу не является новым для практики управления организацией - компании всегда использовали различные техники для освоения и использования опыта и знаний. Однако сейчас, в новой информационной экономике, когда знания стали выполнять роль стратегических активов компаний, УЗ становится основным фактором их конкурентоспособности.
На сегодня в области УЗ как в стремительно развивающейся теории и практике не все термины устоялись. Однако, ключевые различения уже состоялись. Так, в ракурсе информационных технологий под знаниями следует понимать качественную с точки зрения принятия бизнес-решений информацию / данные (контент), представленную в контексте ее понимания и использования сотрудниками. Это означает, что организационный механизм управления знаниями предприятия должен представлять собой контекстуальную, сконцентрированную на пользователе, ориентированную на организационные цели систему (CУЗ), где каждый работник должен иметь возможность получать доступ к актуальной информации, доступной из множества источников, в контексте выполняемой им работы. В крупной компании, ориентированной на интеграцию процессов УЗ, СУЗ должна быть построена как надстройка существующей интегрированной системы управления (ИСУ). В статье обосновывается архитектура такой СУЗ. Новизна предложения связана с тем, что разработанный подход позволяет построить в компании СУЗ, воплощающую теоретические положения концепции УЗ, с использованием инструментария современных информационных технологий.
Обобщенный облик информационного пространства компании
Современные ИСУ представляют собой информационную инфраструктуру, в рамках которой создается единое информационное пространство компании. Они удовлетворяют потребности руководителей и исполнителей в информации, необходимой для принятия решений. Сегодня в качестве ИСУ используется понятие ERP (Enterprise Resource Planning) систем - систем планирования ресурсов предприятия. Такие системы являются признанным стандартом в области автоматизации всех процессов предприятия. Развитие ERP систем идет в направлении от систем, управляющих данными, к системам, управляющих информацией и далее - знаниями. Разработчики современных ERP систем заложили в них весь инструментарий, необходимый для построения СУЗ (рис. 1).
Инструментом управления знаниями в рамках ERP систем служит портал как единая точка доступа к корпоративному контенту в форме персонализируемого интерфейса, учитывающего контекст - роль пользователя и его бизнес-задачи. Построение СУЗ предполагает настройку страниц портала в соответствии с бизнес-ролями сотрудников.
Структура СУЗ на базе ИСУ
Для решения задач управления знаниями СУЗ должна иметь архитектуру, состоящую как минимум из следующих уровней (рис.2):
§ Уровень пользователей - средства (интерфейс), обеспечивающие персонализированный доступ к контенту и приложениям, необходимым для совершения действий при решении бизнес-задач;
|