Понятие организационной культуры

Существует множество определений организационной культуры. К примеру, О.Г. Тихомирова в своем труде «Организационная культура: формирование, развитие и оценка» объединила определения в три группы. В первую группу она внесла определения-характеристики деятельности организации и ее членов; во вторую - определения, содержащие перечисление элементов организационной культуры; в третью попали определения, трактующие организационную культуру как целостную категорию.

Рассмотрим авторов и определения, попавшие в ту или иную группу:

Д. Олдхэм: методы выполнения работы и то, как обращаются с людьми в этой организации [5, c. 109].

Э. Шейн: коллективные базовые представления, обретаемые группой в процессе внешней адаптации и внутренней интеграции. Культура и лидерство являются по сути двумя сторонами одной монеты, культуры порождаются лидерами, навязывающими группе свои собственные ценности и представления [8,c. 336].

Б.З. Мильнер: представления и подходы к постановке дела, формы отношений к достижению результатов деятельности.

К. Сил и Д. Мартин: ценности организации (ядро культуры) определяют философию, миссию организации; язык, истории, легенды, ритуалы, церемонии, внешний вид, одежда (формы культуры) передают ценности; для поддержание культуры формируются правила найма работников, тренинги, программы обучения, планирования карьеры и т.д.

Р. Холл: положения, понятия и ценности, которые создают опору для действия.

Определения, содержащие перечисление элементов организационной культуры (2-я группа):

Д. Хэмптон: понятия, знания, ценности, материальные предметы, формальные законы и неформальные обычаи.

Д. Гибсон, Д. Иванцевич: признанные ценности, убеждения, нормы и формы поведения в организации.

Р. Дафт: набор базовых ценностей, убеждений, негласных соглашений и норм, разделяемых всеми членами общества или организации.

Д. Ньюстром и К. Дэвис: набор разделяемых понятий, ценностей, убеждений, норм

Ф. Лютенс: наблюдаемые регулярные формы поведения, нормы (отношение сотрудников к своей работе), доминирующие ценности, философия (принятые в организации отношения сотрудников между собой, отношения к клиентам), правила, организационный климат.

Н. Лэметр: система представлений, символов, ценностей и образцов поведения, разделяемая всеми ее членами

Определения, отражающие характер воздействия компонент на организацию

К. Камерон и Р. Куинн рассматривают то, что ценно для организации, каковы стили ее лидерства, язык и символы, процедуры и повседневные нормы, как определяется успех. Все то, что определяет уникальность характера организации [7, с. 13].

Р. Гриффин: набор ценностей организации, которые помогают ее членам понять, для чего была основана организация, как она работает, и что для нее важно.

П. Вейлл: система отношений, действий, артефактов, которая выдерживает испытания временем и формирует у членов данного культурного общества довольно уникальную общую для них психологию. [7, с. 13].

Ф. Харрис и Р. Моран: осознание работниками себя и своего места в организации; способы и язык общения в организации; внешний вид работников, их поведение, верования; организация питания, обучения и развития; отношение ко времени; характер отношений между людьми разного ранга, интеллекта, опыта и т.д.; ценности организации, трудовая этика и мотивация.

Д. Элдридж и А. Кромби: уникальная совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и т.п., которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей. [7, с. 15].

Перейти на страницу: 1 2

Copyright © 2013 - Все права защищены