Муниципальные образования, как и любые системы, зависимы от внешней среды и в то же время связаны с внешней средой таким образом, что из внешней среды они получают необходимые им ресурсы и передают во внешнюю среду продукты своей жизнедеятельности. Внешняя среда является необходимым условием существования систем, поэтому функционирование муниципальных образований определяется уровнем информации о параметрах и окружающей среды.
Внешняя среда воспринимается муниципальным образованием одновременно и как система, содержащая благоприятные параметры, и как система, включающая неблагоприятные факторы. Благоприятные параметры воспринимаются муниципальным образованием как возможности (развития, повышения эффективности и т.д.), а неблагоприятные - как угрозы.
Возможности муниципального образования заключаются в предоставляемых внешней средой условиях деятельности и проявляются в использовании сильных сторон и укреплении слабых сторон муниципальных образований.
Угрозы муниципальным образованиям проявляются в различных формах:
в новых нормативно-правовых актах, не учитывающих интересы или наносящих ущерб муниципальному образованию;
в состоянии хозяйственного и экономического потенциала;
в доступности банковских кредитов;
в отсутствии собственных природно-сырьевых ресурсов;
в состоянии демографических проблем;
в уровне безработицы;
в состоянии экологии территории;
в политических переменах в стране и т.д.
Исходя из анализа состояния силы и слабости внутренней среды муниципального образования представляется возможность в установлении взаимоотношениями между ее сильными и слабыми сторонами, что позволяет определить перспективы развития муниципального образования.
Слабые стороны муниципальных образований выражаются в отсутствии видения перспектив развития; устаревших методах управления; в недостатке профессиональных кадров, принимающих решения и низкой эффективности и реализуемости принимаемых решений; низком уровне и дефиците бюджета; отсутствии поддержки населения и др.
Степень влияния сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для муниципального образования определяется методом экспертных оценок и учитываются при разработке стратегических решений.
На основе анализа внутренней и внешней среды муниципальное образование имеет возможность определить свои точки роста и порядок стратегически значимых действий для решения социально-экономических проблем.
Внешняя среда в зависимости от характеристик факторов воздействия разделяется на дальнее и ближнее окружение, где ближнее окружение оказывает непосредственное воздействие на системы, а дальнее - опосредованное.
Дальняя внешняя среда (или макроокружение) является важнейшей составной частью внешней среды, как правило общей для всех муниципальных образований. Но воздействие макроокружения на конкретное муниципальное образование оказывается специфическим, выражающим особенность отдельного муниципального образования и то конкретное положение, в котором оно находится.
Макроокружение как система, структурирует такие подсистемы как, политика, экономика, общество, институты, природные ресурсы, географическое положение, интеграционные процессы и др.
К факторам, создающим возможности стабильного и безопасного развития муниципального образования можно отнести следующие:
совершенствование нормативно-правововой базы в России;
политическая стабильность и национальная безопасность;
увеличение мобильности населения, отсутствие ограничения свободи прав человека;
рост образовательного уровня;
начало возрождения культурно- исторического наследия России;
провозглашение Конституцией РФ социально ориентированного государства;
экономический рост государства и обеспечение экономической безопасности;
увеличение спроса на туристические услуги;
реализация правительственной программы газификации страны;
государственная охрана природных ресурсов и система мер экономической безопасности;
Перейти на страницу: 1 2 3
|