положительные тенденции в таможенной политике, защите отечественных товаропроизводителей;
реконструкция транснациональных магистралей;
увеличивающаяся емкость потребительского рынка.
К угрозам внешней среды для муниципальных образований можно отнести следующие факторы:
усиление зависимости (экономической, политической) от государства,
несовершенство межбюджетных отношений;
старение и сокращение населения;
неверие населения в проводимые реформы и его апатия;
несовершенная конкуренция со стороны муниципальных образований;
вероятность насыщения рынка импортными товарами и услугами, в том числе производимыми в других регионах и муниципальных образованиях;
высокий удельный вес импортозамещения на потребительском рынке;
недостаток объектов по утилизации твердых бытовых и промышленных отходов, канализационных стоков;
высокий износ магистральных инженерных коммуникаций (электро- и газоснабжение);
низкий уровень общественной безопасности в стране;
рост внелегальной экономики, в том числе коррупционность власти и бизнеса;
высокие риски для предпринимателей.
Концепция стратегии развития муниципального образования - это важнейший элемент стратегического управления, в котором формируются цели эффективного социально-экономического развития территории, формах и механизмах его достижения, а также о методах управления этим развитием с учетом новых тенденций и особенностей социально-экономического развития региона, страны. В основу концепции, как правило, должны быть положены разработка альтернативных стратегий и их оценка, выявление приоритетных направлений развития муниципального образования, анализ ресурсов развития, а также выявленные конкурентные преимущества муниципального образования и на этой основе формируется план конкретных стратегических действий. Таким образом, концепцию стратегии развития муниципального образования можно представить как вектор развития муниципального образования в основе которого лежит следующий порядок ее формирования:
стратегический анализ состояния муниципального образования;
разработка и оценка сценариев развития на основе эталонных и действующих стратегий развития муниципальных образований;
выработка философии развития муниципального образования, включающая в себя определение видения, миссии, целей и задач муниципального образования;
определение подходов и разработка методов стратегических планов и действий.
Существует множество определений понятия так называемого видения. Суть их сводится к определению видения как идеальной картины будущего организации, того состояния, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях. Управление на основе видения заключается в организации работы ради достижения определенных идеалов.
Видение определяет миссию организации это то, что система собирается делать, определяет ее предназначение, указывается целевая направленность деятельности.
Требования к формулированию миссии заключаются в подборе простых и понятных терминов, обеспечивающих однозначность толкования при сохранении простора для творческого развития организации.
От общей формулировки миссии организация через конкретные планы работы определяет конкретные цели деятельности.
Отталкиваясь от формулировки миссии, необходимо перейти к разработке стратегических целей МО. Известный голландский консультант Ханс Виссема выделяет три типа стратегических целей:
поративные (цели муниципального образования в целом);
бизнес-цели (цели однородной группы конкретной деятельности);
функциональные (цели функциональной деятельности).
Подобный подход не учитывает оценку влияния целей внешней среды и целей муниципального образования как системы. Поэтому при определении целей муниципального образования лучше использовать подход, основанный на учете экспертных мнений основных субъектов целеполагания: представителей власти, местного сообщества (населения) и бизнеса.
Специалисты Института социально-экономических проблем РАН рассматривают систему целей и подцелей местного самоуправления, в различных вариантах (в виде дерева в табличном варианте).
Перейти на страницу: 1 2 3
|