Классификация организационных структур управления
Влияние сложности и изменчивости деловой среды на выбор типа организационной структуры иллюстрирует рис. 2
Рис. 2 - Уровень сложности деловой среды
Классификация организационных структур управления представлена в табл.1
Таблица 1. Классификация организационных структур управления
Классификационный признак |
Характеристика организационной структуры |
По числу уровней иерархии |
Одноуровневые Многоуровневые |
По принципам управления и подчиненности |
Децентрализованные Централизованные Смешанные |
По выполняемым функциям и целевому назначению |
Структура системы планирования Структура оперативного управления Структура Информационной системы и т.д. |
По принципу разделения элементов системы на подсистемы |
Разделение по функциональному признаку Разделение по объектному признаку |
Любая организационная структура управления характеризуется дифференциацией и интеграцией деятельности организации. Существуют три основных типа дифференциации: горизонтальная, т.е. разделение структурных звеньев по горизонтали; вертикальная, т.е. глубина организационной иерархии; пространственная, т.е. территориальный разброс персонала и оборудования организации. [32]
Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления. Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.
При этом, когда увеличивается организационная дифференциация, возрастает необходимость в усилении интеграционных процессов в организации.
Централизация определяется степенью концентрации процедур официального принятия решений на индивидуальном или групповом уровнях, что определяет возможности участия сотрудников в принятии и реализации управленческих решений. Высокая степень централизации желательна при принятии стратегических решений, при принятии общесистемных юридических и финансовых решений в условиях стабильной внешней среды.
Децентрализация желательна при принятии оперативных решений, для обеспечения быстрого реагирования на изменения внешней среды, повышения ответственности сотрудников за эффективность и выполнение принятых решений.
Поэтому выбор типа организационной структуры управления - одна из главных задач менеджмента. Как правило, типы организационных структур управления имеют отличительные признаки, а также различаются между собой конфигурацией и определенными недостатками и преимуществами с позиций адаптации к изменениям функционирования организации.
Правильно выбранная организационная структура управления позволяет рационально организовать управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно, права и ответственность за их исполнение. С этих позиций организационную структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей организации.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|