Организационные структуры органов управления фирмы, имеющие дивизиональную структуру, ее достоинства и недостатки иллюстрируются рис. 6.
Рис. 6 - Организационные структуры органов управления фирмы: дивизиональная структура
Тензорная (многомерная) структура - позволяет ввести в структуру управления предприятием организационные нововведения, сохранив определенную преемственность, необходимую в условиях непрекращающегося производственного цикла. Основная ее задача заключается в приведении спонтанного процесса развития рыночных отношений в управляемый процесс, имеющий в своем арсенале необходимый методический аппарат. Формируется, когда организация расширяет рынки сбыта как территориально, так и по ассортименту продукции (и создает автономные подразделения (центры прибыли), функционирующие как хозрасчетные (обеспечивающие самоокупаемость и самофинансирование)).
Руководство организации может делегировать подразделениям весь спектр функций или их часть (рис. 7).
Практика управления производством на основе концепции маркетинга предусматривает большое разнообразие организационных форм и схем построения подсистем маркетинга в зависимости от типа производства, объемов и номенклатуры выпускаемой продукции, целевой ориентации и выбора сегмента рынка, способа продвижения на рынок и т.д. Классификационным признаком, позволяющим выявить типологию схем управления маркетингом, является степень интеграции функций маркетинга в систему организационного управления (СОУ) с учетом особенностей производства.
Рис. 7- Организационные структуры органов управления фирмы: тензорная (многомерная) структура Сетевая структура - дезагрегирует свои основные функции между отдельными работающими по контракту компаниями, в качестве брокера которых выступает головная компания.
Таким образом, компания отказывается от исполнения собственными силами каких-либо сервисных функций и заключает контракты на их выполнение другими специализированными организациями.
Данный организационный подход наиболее адекватен международным операциям.
Достоинства сетевой структуры:
· Конкурентоспособность на мировом уровне;
· Гибкость, высокий уровень удовлетворения от труда сотрудников;
· Сокращение потребности в управленческом персонале.
Недостатки:
· Отсутствие возможности непосредственного контроля;
· Возможность нежелательной утраты организационных частей;
· Низкая лояльность сотрудников.
Эдхократическая ( от англ. adhocracy - специальный, устроенный для данной цели) организация. Идею эдхократической среды приписывают компьютерной фирме «Hewlett-Packard», начавшей проводить ее в жизнь в 40-е годы; контроль в управлении поддерживается установлением целей, средства достижения целей выбираются самими исполнителями;
формальности сводятся до минимума (иерархия, рабочие условия и помещения, льготы, одежда и т.п.); работа в областях с высокой или сложной технологией, требующая творчества, инновационности и эффективной совместной работы (групповая взаимосвязь работ); работники являются высококвалифицированными экспертами в своем деле, выполняют сложные производственные операциии умеют коммуницировать друг с другом высокоэффективным образом; структура имеет органическую основу и четко не определена, преобладают неформальные и горизонтальные связи. Иерархическое построение постоянно меняется. У многих менеджеров нет жесткой привязки к какой-то одной работе. Части структуры сохраняются в небольших размерах; право принятия решений и власть основаны на экспертных знаниях, финансовый контроль осуществляется сверху; система вознаграждения строится на экспертных знаниях, вкладе работника, его компетенции и степени участия в общей работе, вознаграждение носит групповой характер; отношения по вертикали и горизонтали преимущественно носят неформальный характер, нередко отсутствует схема структуры такой организации.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|