Для того чтобы успешно выжить в долгосрочной перспективе, необходимо прогнозировать то, какие новые возможности могут открыться для неё. Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.
Чтобы успешно справляться с угрозами и действенно использовать возможности, не достаточно только одного знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и тем самым терпеть поражение. Также можно знать об открывающихся возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, следовательно, не суметь их использовать. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные стороны имеет организация.
Анализ среды направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а так сильных и слабых сторон, которыми обладает организация.
Наиболее простым и распространенным инструментом стратегического анализа является SWOT-анализ, который, будучи фактически зеркальным отражением состояния дел в компании, помогает ей определять стратегические направления дальнейшего развития. Основная его идея заключается в том, что при разработке стратегии основные факторы, влияющие на бизнес компании, рассматриваются в двух аспектах.
Когда речь идет о внешней среде, имеются в виду благоприятные или опасные для развития бизнеса факторы, которые существуют независимо от состояния дел в организации и точно так же влияют на бизнес других компаний, в том числе конкурентов.
Среди факторов внутренней среды выделяют сильные и слабые стороны компании. Сразу следует отметить, что сила и слабость - понятия относительные и поддаются анализу преимущественно в сравнении с аналогичными внутренними факторами конкурентов. К тому же компания не всегда располагает полной информацией о состоянии собственного бизнеса, не говоря уже о делах конкурентов. Тем не менее, при определении факторов внутренней среды, существенно влияющих на бизнес, подобное сравнение необходимо.
На практике какой-либо фактор внешней среды для одной компании может означать благоприятную возможность, а для другой - представлять угрозу.
Таблица 16
SWOT- анализ для стратегии концентрированного роста
Возможности большой охват регионов по предоставлению услуг; большое количество действующих договоров с компаниями-перевозчиками; привлечение новых партнеров наличие постоянных клиентов; сотрудничество с крупными предприятиями, заводами; позитивные контакты с отечественными и европейскими транспортными предприятиями; выход на всероссийский рынок транспортных услуг наличие наемного парка автомобилей разного тоннажа, объемов и типов кузова проведение успешной рекламной компании соблюдение условий договоров служба безопасности юридическая помощь стабильное финансовое положение покупка автомобилей в собственность |
Угрозы влияние старых конкурентов и возникновение новых ухудшение финансового состояния клиентов; неплатежи, рост дебиторской задолженности; ухудшение условий кредитования; потеря юридической поддержки повышенный интерес проверяющих органов макроэкономические потрясения (инфляция, кризисы) низкая компетентность кадров неверная оценка возможностей, неверные прогнозы риск в связи с авто авариями снижение прибыли, из-за роста себестоимости услуг по сравнению с конкурентами |
Сильные стороны Наличие обратной связи Обучаемость персонала Платежеспособность Профессионализм упр. персонала |
Слабые стороны Цена услуг Уровень сервиса |
Перейти на страницу: 1 2 3
|