Независимо от вида продукции показатели качества согласно международным стандартам ИСО делятся на следующие группы, которые представлены на рис. 1.1. В издательско-полиграфическом комплексе эти показатели могут относиться как к изделиям (книги, журналы и др.), так и оборудованию, на котором их изготовляют.
Рис. 1.1 - Показатели качества полиграфической продукции
При прогнозировании качества продукции должны учитываться изменяющиеся общественные потребности, технические и экономические возможности, достижения в области науки, техники и организации труда, Кроме того учитываются дополнительные затраты на совершенствование производства, повышение квалификации работников и другие факторы [19].
Характеристика показателей качества в отношении к полиграфической продукции:
) показатели назначения определяют основные функциональные свойства продукции и обусловливают диапазон ее применяемости. Для полиграфической продукции данные показатели оцениваются исходя из специфики целевого назначения того или иного издания, его нацеленности на определённую читательскую аудиторию;
) показатели надежности характеризуют способность продукции к сохранению работоспособности при соблюдении определенных условий эксплуатации и технического обслуживания (выражают свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости). В полиграфическом деле этот показатель оценивается на основе характеристик полиграфического оформления издания, показателей качества бумаги, обоснования выбора того или иного материала для переплёта, обусловленность вида скрепления листов объёмом издания;
) показатели технологичности связаны с совершенством конструктивно-технологических решений продукции, обусловливающих высокую производительность труда при изготовлении, ремонте и техническом обслуживании. Для полиграфической продукции показатель технологичности оценивается на этапе подготовки издательского оригинала, который в зависимости от вида издания и принятой в издательстве организации работы может выглядеть по-разному [25];
) эргономические показатели характеризуют приспособленность продукции:
к антропометрическим свойствам (определяются соответствием изделия размерам и форме тела человека). Антропометрическое соответствие характеризуется правильным выбором параметров продукции относительно анатомических особенностей человеческого тела, его размеров, возможностей движения с учетом рабочего положения и пользования изделием в эксплуатации;
к физиологическим и психофизиологическим свойствам (определяются соответствием изделия возможностям человека: физиологическим, зрительным, слуховым, и т. д.);
к психологическим свойствам потребителя (определяются соответствием закрепленных и вновь формируемых навыков человека его возможности по восприятию и переработке информации). Психологическое соответствие определяется особенностями чувств человека.
Эти показатели отображают удобство и комфорт использования и характеризуют систему «человек - изделие - окружающая среда» [28].
Этим обусловлены рекомендации по выбору форматов для книжных и журнальных изданий, особые требования к издательскому оформлению книжных изданий для детей и подростков, гигиенические требования к книжной продукции. Кроме того, так как книга, как информационно-коммуникативное средство, приобретает особую роль в условиях информатизации общества, то каждому потребителю информации должна быть обеспечена возможность ее быстрого, точного и полного получения.
) Эстетические показатели связаны со способностью изделия к выражению красоты в предметно-чувственной форме [25]. Отражают свойства: гармоничности, оригинальности, целостности композиции (упорядоченность графических изображений), рациональности формы (соответствие формы назначению, функциональному решению, особенностям технологии изготовления и используемым ресурсам), соответствие окружающей среде, информационной выразительности (обусловливается формой продукции и характеризуется такими единичными показателями качества, как знаковость, оригинальность, стилевое соответствие, следование моде.) [28].
Эстетические требования по качеству полиграфической продукции подразумевают удобочитаемость, качество оформления изделий и впечатление, которое продукция производит на потребителя. Читатель должен видеть единый текст, а не набор напечатанных элементов [19].
) Показатели стандартизации характеризуют соответствие продукции стандартам. Патентно-правовые показатели имеют отношение к нормативно-правовой базе изготовления продукции в целом (патентная защита, беспрепятственная реализация продукцию в стране и за рубежом). Для сферы выпуска полиграфической продукции это стандарты Системы информации, библиотечного и издательского дела (СИБИД), законы и подзаконные акты, постановления Правительства и инструкции [25].
Перейти на страницу: 1 2 3
|