Новая парадигма требует пересмотра принципов управления, так как старые перестают "работать" в условиях предпринимательских структур. В 90-е годы в принципах главное внимание обращается на человеческий или социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы делать людей способными к совместным действиям, делать их усилия более эффективными: менеджмент неотделим от культуры, основан на честности и доверии к людям: менеджмент формирует коммуникации между людьми и определяет индивидуальный вклад каждого работающего в общий результат; этика в бизнесе объявляется "золотым" правилом менеджмента. Опыт зарубежного менеджмента позволяет выделить следующие основные принципы современного эффективного менеджмента (см. табл.2).
Таблица 2. Основные принципы современного эффективного менеджмента
Новая система взглядов на управление известна в литературе как "тихая управленческая революция", и это не случайно. Ведь её основные положения могут применяться, не приводя к немедленной ломке и разрушению сложившихся структур, систем и методов менеджмента, а как бы дополняя их, постепенно приспосабливая к новым условиям. Так, всё большее использование получают системы управления на основе предвидения изменений и на основе гибких, экстренных, оптимальных решений. Они характеризуются как предпринимательские, так как учитывают непривычность и неожиданность будущего развития.
Организации всё чаще обращаются к методам стратегического планирования и управления, рассматривая внезапные и резкие изменения во внешней среде, в технологиях, в конкуренции и рынках как реальность современной экономической жизни, требующей новых приёмов менеджмента. Соответственно меняются и структуры управления, в которых предпочтение отдаётся децентрализации; организационные механизмы больше приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений, чем к контролю уже принятых. Маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании.
Разработка предложений по проведению изменений (по основным подсистемам предприятия)
Целью стадии аудита деятельности предприятия должно являться получение полной и точной картины.
В итоговый материал аудита должны быть включены следующие данные по потребителям:
− кто они;
− каковы их ключевые характеристики;
− какова разница между отдельными клиентами и в чём она выражается;
− каковы их нужды и желания;
− что они ожидают от продукта;
− каковы их особые требования и восприятия;
− что они думают о предприятии, его продукции и сервисе;
− какова степень их признания;
− каковы их намерения приобретать.
Далее должны быть представлены, как правило, по следующим блокам:
. финансовые данные (издержки, финансовый план);
2. данные по продукту (производство, НИОКР);
. данные по продажам и распределению;
. реклама, стимулирование продаж;
. общие маркетинговые данные (из маркетинговых исследований с изложением результатов и источников информации).
Дальнейший процесс разработки маркетинговой стратегии обычно проводится в рамках маркетингового комплекса предприятия и обычно включает в себя следующие блоки:
. Продукт:
Разработка новых продуктов, перепозиционирование или перевыпуск существующих и снятие устарелых с производства.
Добавление новых затрат и выгод.
Сбалансирование портфеля продуктов.
Изменение конструкции или упаковки.
2. Цена:
Установление цены с целью "снятия сливок" или проникновения.
Ценообразование для различных сегментов рынка.
Решения по действию в условиях конкурентного ценообразования.
3. Продвижение:
Спецификация рекламной позиции и сред.
Решение по связям с общественностью.
Работа с торговым персоналом по новым продуктам, сервису или рынкам.
4. Распределение:
Выбор каналов.
Решения по уровню сервиса потребителей.
Детальные планы и программы должны реализовать эту стратегию в конкретных мероприятиях. При этом следует обеспечить в планах:
− ясность;
− количественные оценки;
− нацеленность на конкретные результаты;
− реалистичность;
|