Замечу, что в таких журналах как "Досуг", "Афиша" в разделе репертуаров кинотеатров в графе, где указывают адрес, телефон добавляют какой звуковой системой оснащен их кинотеатр. Хотя, на мой взгляд, мало кто из зрителей представляет себе, чем они отличаются и тем, более определить, при просмотре фильма какой же системой звука оснащен зал. (см. Приложение 2)
Если акустические условия зрительного зала неудовлетворительны, то ни высокое качество фонограммы, ни высокое качество аппаратуры звуковоспроизведения не смогут создать необходимые условия восприятия звука.
Основные акустические требования для кинозалов:
создание наиболее оптимальных условий слышимости на всех зрительских местах на основе архитектурно-акустических решений кинозала, выбора его размеров и формы;
необходимость количества звукопоглощения и правильного распределения на внутренних поверхностях зала акустических материалов и конструкций;
обеспечение звукоизоляции от внешних шумов, проникающих в зал, как по воздуху, так и по конструкциям, от шума вентиляционных систем, систем кондиционирования воздуха и другого оборудования, установленного внутри кинотеатра.
Форма и обработка поверхностей зрительного зала оказывают существенное влияние на качества акустических условий. Чтобы получить удовлетворительную форму зрительного зала кинотеатра, рекомендуется избегать вогнутых поверхностей, фокусирующих звуковую энергию при отражении и создающих неравномерное ее распределение. Чтоб отраженный звук не воспринимался как отдельный независимый сигнал, подобный эхо, форма зала с параллельными боковыми стенами необходимо обрабатывать архитектурными элементами, рассеивающими звук. Следующее обязательное условие это ковровое жестко прикрепленное покрытие пола в проходах и между рядами; акустическая обработка потолка с учетом размещения вентиляционных каналов и систем освещения; качественное выполнение проекционных окон между кинозалом и кинопроекционной, обеспечивающее звукоизоляцию и не создающее дополнительных отражений и бликов.
Необходима обработка задней стены кинозала для подавления обратных отражений от задней стены кинозала. Так не рекомендуется ее делать вогнутой. Но, если вогнутая стена необходима по архитектурным соображениям, то ее радиус должен быть больше длины зала не менее чем в два раза. Если это невозможно может быть нейтрализовано расположением на ней эффективного поглотителя звука.
Еще один основной показатель акустических условий зрительного зала - время реверберации, т.е. время представляющее собой остаточного звучания после прекращения действия источника звука. Время реверберации бывает различным и зависит от объема помещения и материалов, которыми обработаны внутренние поверхности зала (стены, потолок, пол).
Чрезмерное время реверберации создает гулкость помещения, нарушающую разборчивость речи, и искажает четкость звучания. Слишком малая продолжительность реверберации делает звучание глухим, безжизненным. Поэтому значение времени реверберации, при котором обеспечивается наилучшие условия восприятия звука, называется оптимальным.
При проектировании зала необходимо уделить серьезное внимание кашетам экрана и боковым предэкранным занавесям. Дело в том, что при воспроизведении фильмов в обычном формате боковой занавес прикрывается до размеров изображения, перекрывая, правый и левый каналы заэкранных громкоговорителей. Для снижения нежелательных эффектов от такого прикрытия необходимо изготавливать занавес из сертифицированных тканей.
Конструкция кресел может оказать значительное влияние на качество акустики, особенно в маленьких залах. Необходимо выбирать кресла так, чтобы они не только не давали отражений на экран, но и не должно существенно менять своих акустических свойств при наличии в нем зрителя (то есть зависимость поглощения от частоты сигнала должна оставаться постоянной).
При помощи светового оформления форме зала можно искусственно придать более удовлетворительные пропорции:
"удлинить" помещение, освещая потолок продольными полосами и усиливая освещение задней стены зала;
подчеркнуть ширину помещения, освещая потолок поперечными полосами и более ярким освещением боковых стен;
"увеличить" высоту, освещая более ярко боковые стены и оформляя потолок зала в виде яркой, лучезарной поверхности (например, светящий потолок);
"уменьшить" высоту помещения, сделав потолок более темным и уменьшая яркость боковых стен постепенно сверху вниз.
Необходимо обратить внимание на то, что пространственный эффект (эффект большого объема) достигается также благодаря большим однородным плоскостям стен и потолка, в то время как расчленение их на маленькие площади и подчеркивание деталей уменьшают действительные размеры помещения.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
|