Расчет уровней сoциaльнoгo рaзвития пoзвoляeт сoпoстaвить организации, расположенные на определенной территории, и определить уровень их coциaльнoгo рaзвития в динамике за несколько лет. Такая информация позволит судить о политике организации в вопросе социальной ответственности перед обществом и сформировать соответствующую систему взаимоотношений с профсоюзами, органами государственного и местного управления.
Организация, имеющая низкий уровень социального развития, особенно по разделу «Социальное развитие труда», не вправе надеяться на одобрение общества и управленческих структур различных уровней до тех пор, пока этот показатель не будет достигать нормативного значения. К таким организациям должны быть предъявлены соответствующие санкции - вплоть до «социального банкротства».
Формирование на предприятии фонда социальной сферы по принципу отражения в нем мероприятий «индивидуального характера» позволит отслеживать меру труда и меру потребления каждого работника. Прибыль есть результат деятельности всего коллектива, следовательно, и в распределенной части прибыли имеется доля каждого работника.
Таблица 5. Расчет эффективности социальной политики предприятия
Шаг |
Формула, автор, ссылка |
Кст - коэффициент стабильности кадров Подразумевается ротация кадров в коллективе, предотвращающая его естественное старение |
Кст = Nс / N, где Nc - численность работников со стажем работы на данном предприятии 5 лет и более, N - общая численность работающих, человек. Социальный ориентир Кст - 0,8 |
Кт - коэффициент текучести |
число уволенных работников Рув / Р Р - среднесписочная численность работников |
Эффект от уменьшения текучести кадров (ежемесячный) |
Эт = Зн * Р (Кт1 - Кт2), где: Зн - затраты на новичка = Зот / Рот, Зот - затраты на отбор персонала, Рот - количество отобранных кандидатов, Р - среднесписочная численность работников |
Эффект от обучения с последующим совмещением профессий |
Эоб = Ззп *Реп * N - Зоб, где: Ззп - затраты на заработную плату на одного работника в месяц, Реп - число работников, обучившихся смежным профессиям, N - календарный срок, за который рассчитывается эффективность, Зоб - затраты на обучение. |
Эффект от увеличения производительности труда (за месяц) |
Эп = Р * Дм * (П2 - П1), где: Р - количество работников, Дм - количество рабочих дней, отработанных ими за месяц, П - производительность труда как отношение объема продаж за день к числу работников = Оп / (Дм * Р) |
Суммарная эффективность |
Эс = Эп + Эт + Эоб = N * Р * Дм * (П2 - П1) + N * Зн * Р (Кт1 - Кт2) + Ззп * Реп * N - Зоб |
Соответственно, чем выше заработная плата работника, тем больше его доля в фонде социальной сферы, что само по себе является весьма ощутимым стимулом для профессионального роста и стремления сделать карьеру.
В фонде социальной сферы доля работника должна отражаться на специальном счете и не только увеличиваться год от года, по мере работы на данном предприятии, но и уменьшаться на величину потребленных социальных благ, полученных от предприятия. Накопленная до определенного размера доля позволит работнику претендовать на оплату ее в денежном эквиваленте (в данном случае за счет фонда потребления), например в случае ухода на пенсию или приобретения акций или продукции предприятия; он может использовать ее и для оплаты через предприятие лечения или обучения своих детей и т.д.
Современные технологии учета и контроля позволяют оперативно вносить и оценивать состояние субсчетов каждого работника, обеспечивая им при этом доступ к этой информации в любое время. По мере накопления средств работник сам определит направление их использования. При достаточно большой сумме на субсчете у него может возникнуть желание направить эти средства на развитие объектов социальной инфраструктуры, что предполагает разработку отдельной социальной стратегии.
Вывод:
Итак, если организация имеет высокий уровень социального развития, (то есть максимальное значение), значит, по отношению к работникам и жителям территории, на которой она функционирует, осуществляется «концепция социальной ответственности». Следовательно, такой организации имеет смысл предоставлять право на установленные льготы по налогообложению в местный и региональный бюджеты, либо она может рассчитывать на поддержку общества в реализации других социальных программ.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|