Осуществление перехода к рыночной экономике сопровождается трансформацией объективных требований, предъявляемых к молодежи.
Активность, самостоятельность, инициативность, мобильность в поисках работы, конкурентоспособность, а также адаптивность к нововведениям и высокая стрессоустойчивость - вот те качества, которыми должен обладать современный молодой человек на рынке труда.
Вместе с тем переход к новым социально-экономическим условиям в нашей стране привел и к изменению традиционных форм профессиональной самореализации. Негарантированный характер занятости, наличие динамичности и неопределенности структурной занятости, расширение пространства и многогранность свободного профессионального выбора, наличие социального неравенства, касающегося планов различных категорий молодежи в выборе профессии и профессионального образования - все это еще более усложняет процесс профессионального определения молодежи. Вследствие этого многие молодые люди делают стихийный, часто неадекватный выбор профессии, приводящий в ряде случаев к кризисным явлениям, связанным с развитием их профессиональной карьеры, и зачастую оказывающий негативное влияние на всю дальнейшую жизнь[6].
Анализ теоретических исследований проблемы показал, что процесс становления молодого специалиста интегрирует во взаимосвязи социализации, профессиональной подготовки, и адаптации на производстве одновременно и по времени продолжительно[37]. Процесс становления молодого специалиста проходит как минимум три стадии:
.Выбор профессии, и ее узкой специализации;
.обретение социального и социально-психологического статуса профессионала;
.осознание себя как члена определенной социально-профессиональной группы.
Особенности существующей системы профессионального образования, массовое высвобождение рабочей силы с производств, жесткая конкуренция на рынке труда вносят коллосальные изменения в ранее стройный процесс последовательного прохождения этих этапов (например, в течение года более восьмидесяти восьми процентов выпускников ПУ массово подготавливаемых профессий машиностроения вынуждены переквалифицироваться зачастую на диаметрально противоположные профессии)[19].
Присвоение человеком социального опыта, систем его отношений с объективным миром, другими людьми и самим собой происходит посредствам его активной деятельности. С этих позиций цель студента состоит не в усвоении знаний, умений и навыков, а в овладении целостной профессиональной деятельностью специалиста[39].
Т.В. Кудрявцев и Т.В. Зеер выделяют четыре стадии профессионального становления личности профессионала:
. Формирование профессиональных намерений: осознанный выбор личностью профессии на основе учета своих индивидуально-психологических особенностей. Профессиональное становление начинается с формирования профессиональных намерений, которые являются равнодействующей многих факторов: престижа профессии, потребности общества, влияния семьи, средств информации и т.д. Важную роль в выборе профессии играет направленность личности на определенный предмет труда, которая обнаруживается в интересах, увлечениях.
. Профессиональная подготовка или обучение освоение системы профессиональных знаний, умений, навыков, формирование профессионально важных качеств личности, склонность и интересы к будущей профессии. Вторая стадия-обучение в высшем учебном заведении (профессиональная направленность, профессиональные этические ценностные ориентации, духовная зрелость, готовность к профессиональной деятельности).
. Профессионализация или профессиональная адаптация: вхождение и освоение профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности.
. Мастерство, частичная и полная реализация личности в профессиональной деятельности: качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности, интеграция сформированных профессионально важных качеств личности в индивидуальный стиль деятельности.
Перейти на страницу: 1 2 3
|