Профессиональное становление предполагает использование совокупности приемов социального воздействия на личность, ее включение в различные виды деятельности, имеющие целью формировать систему профессионально важных качеств.
Источником профессионального становления являются противоречия между достигнутым уровнем развития личности и требованиями, которые предъявляют коллектив, общество, учебная деятельность к системе уже сформированных знаний, навыков, а так же к индивидуально-психологическим свойствам личности [31].
Профессиональное становление как превращение индивида в профессионала сопровождается изменением представлений человека о себе, своем месте в профессиональном и социальном мире, то есть обретением профессиональной идентичности, в более широком смысле - профессиональном самоопределением личности. Вопросы идентичности наиболее остро проявляются в периоды кризисов профессионального становления [7].
К.А. Абульханова-Славская выделяет следующие типы идентичности в соответствии с особенностями самовыражения личности в профессии[4].
. Самовыражение происходит через выбор профессии, которая максимально близка к характеристикам личности. В этом случае жизненная перспектива связана с повторением ситуаций, позволяющих личности реализовать свои возможности.
. Выбирается профессия, дающая возможность личности двигаться по ступеням профессионального мастерства. В этом случае возникает движение, которое влечет за собой качественные изменения профессиональных позиций, с перспективой их повышения. В основе профессионального движения лежат требования и задачи трудовой деятельности, а также развитие способностей личности.
. Самовыражение в профессии происходит через совершенствование и развитие личностных качеств и способностей. Профессия актуализирует способности личности, находящиеся в потенциальном состоянии, открывая тем самым перспективы развития личности.
. Самовыражение человека основано на развитии способностей и самоконтроля, самоанализа, планирования творческой активности; в этом случае личность способна к движению и развитию в профессии, а также к преобразованию условий труда в направлении реализации собственных способностей.
Так, понятие «профессиональная идентичность» рассматривается как конкретизация личностной идентичности применительно к содержанию и условиям профессионального становления личности[4].
Итак, деятельность студента ни по содержанию, ни по формам «не равна» деятельности специалиста. Между тем, в соответствии с одним из главных положений теории деятельности, для того, чтобы овладеть какой-то конкретной деятельностью, нужно осуществить деятельность, адекватную той, которая воплощена в данном предмете или явлении, в системах, которые они образуют (А.Н.Леонтьев)[11].
Парадоксальность нашей действительности заключается в том, что образовательные учреждения выпускают большое количество высококвалифицированных специалистов элитных профессий, которые не находят себе применение. Ежегодно число безработных пополняют молодые юристы, экономисты, инженеры, менеджеры, чьи шансы устроиться на работу снижаются еще из-за отсутствия стажа и опыта работы. При этом они видят ценность полученной профессии и не готовы на менее квалифицированный труд [31].
Анализ ситуации на рынке труда, опыт работы с выпускниками учреждений профессионального образования показывает, что в настоящее время у молодых специалистов существует ряд проблем связанных с трудоустройством:
отсутствие навыков и способов поведения на рынке труда, направленных на самостоятельный и активный поиск работы;
завышенные ожидания о будущей работе;
неадекватная самооценка;
высокая мотивация к получению материальных благ и низкий стимул к накоплению любого трудового опыта;
отсутствие навыков планирования карьеры[36].
Перейти на страницу: 1 2 3
|