Понятие конкурентоспособности организации

конкурентоспособность управление

Глобальным фактором, определяющим успешное формирование рыночного пространства, является гибкое использование законов конкуренции. Термин “конкуренция” не применялся в российской экономике вплоть до 90-х годов прошлого века, так как в нем не было никакой необходимости. Лишь переход России к рыночной экономике привел к появлению фактической конкуренции почти во всех сферах деятельности.

Изначально слово “конкуренция” возникло от латинского concurrere, что в переводе означает “сталкиваться”. Конкуренция - это процесс борьбы организаций друг с другом за потребителей своей продукции.

Конкурентоспособность - это способность конкурировать, а конкурентные преимущества - это те преимущества, которые позволяют конкурировать. Другими словами, конкурентные преимущества - это проявляющиеся у конкурентных субъектов факторы конкурентоспособности. Существует огромное множество понятий конкурентоспособности организации.

Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш. трактуют ее как способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей.

Киперман Г.Я. считает, что это способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности.

Фатхутдинов Р.А. рассматривает конкурентоспособность организации, как способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами.

Хруцкий В.Е. и Корнеева И.В. дают следующее определение: «конкурентоспособность организации - это способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг».

Анализ определений конкурентоспособности, данных разными авторами, позволил выделить ее наиболее важные особенности:

конкурентоспособность - это привлекательность продукции для потребителя, мера возможности быть проданной;

задаваемая величина, при создании новой продукции;

отражает степень удовлетворения требований потребителя, причем характер предъявляемых требований зависит от вида продукции;

относительная величина, получаемая при сопоставлении с аналогичной продукцией основных конкурентов по техническим, экономическим, эксплуатационным характеристикам в определенный промежуток времени;

прогнозируемая, математическая величина.

Исследователи также придерживаются одной из трех трактовок конкурентоспособности предприятия: поведенческой, структурной, функциональной.

Поведенческая трактовка конкурентоспособности предприятия - борьба за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей.

Структурная трактовка конкурентоспособности предприятия - анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке (формы рынка) и способа выхода из него.

Функциональная трактовка конкурентоспособности предприятия - соперничество старого с новым, с инновациями, когда скрытое становится явным.

Оценка конкурентоспособности организации может осуществляться только среди организаций, относящихся к одной отрасли, либо производящих одинаковые товары или услуги. Конкурентоспособность организации во многом зависит от того, насколько фирма может приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке.

Конкурентоспособность организации определяется следующими факторами:

качество продукции и услуг;

наличие эффективной стратегии маркетинга;

уровень менеджмента и квалификации персонала;

технологический уровень производства;

налоговая среда, в которой действует предприятие;

Перейти на страницу: 1 2

Copyright © 2013 - Все права защищены