Можно отметить следующие общие характеристики российского гостиничного комплекса:
· До 2006 года наблюдается заметное сокращение числа российских объектов размещения на 300-700 в год. Например, в 2002 году их стало меньше на 724. Это объясняется закрытием и перепрофилированием в основном региональных гостиниц из-за их низкой рентабельности.
· В 2006 году гостиничным хозяйством РФ было обслужено 13,5 млн. чел., из них 11 млн. россиян. Что говорит о повысившейся внутренней деловой и туристической активности и слабой активности внешних туристов.
· Средняя продолжительность проживания в гостиницах составила 3,2 дня.
· 4.Среднегодовой коэффициент использования номерного фонда крайне низкий по стране: 33% - по стране, 37% - в городах, 11 % - в селе. Относительно благополучная ситуация в Москве - 56%, Санкт-Петербурге - 60%, Краснодарский край - 65%.
· В 34 субъектах РФ расходы по эксплуатации превышают доходы (Сибирь, Север России, Татарстан, Башкирия).
· Степень физического износа гостиничного комплекса - 80%.
· Более 61% гостиниц РФ - некатегорийные, около 2616. В остальных 39% преобладают 1-3 звездные гостиницы - около 1000, а по Москве 2-3 звездные. Отелей уровня 4-5 звезд в стране 109. (На 2006 г.)
· Общая доходность гостиниц РФ в 2006 г. составила 6,4 млд руб. При этом 55% этих доходов приходится на Москву.
· До 2002 года наблюдалась повышенная инвестиционная активность. В это время было построено большинство 4-5* отелей в Москве, Сочи, Владивостоке, Питере, Находке, Иркутске. Однако потом она практически полностью парализовалась за исключение Москвы и Санкт-Петербурга. Сейчас наблюдается ее восстановление, но отдается предпочтение проектам с 1-2 годовой окупаемостью - 2-3* гостиницам.
Все старые гостиницы Москвы, которые имеют минимальный набор предоставляемых услуг, при аттестации 2007г. получили категорию «три звезды». Но большинство из них весьма ограничивают перечень своих услуг, в которые входят лишь: ресторан, бар, парикмахерская, обмен валют. Если обратить внимание на архитектуру, то громоздкие мрачные здания этих отелей не привлекают внимания и не вызывают желания проживать в них.
Большинство гостиниц категории «четыре звезды» - это новые или отреставрированные здания. Эти гостиницы привлекают внимание внешней и внутренней отделкой, дизайном. В большинстве из них задействован капитал иностранных компаний, управление тоже, как правило, осуществляется иностранными специалистами. Они предлагают более обширный перечень услуг, чем предприятия категории «три звезды», и приближаются к международным стандартам. Как правило, все они имеют сауну, реже - бассейн, небольшие конференц-залы и бизнес-центры, рестораны, бары, салоны красоты и другие услуги, индивидуальные для каждого отеля. Эти предприятия составляют подавляющее большинство среди гостиничных предприятий нашего города.
В 2007 г. на гостиничном рынке Москвы продолжилось действие тенденций, формировавших деловой климат в этой сфере коммерческой недвижимости в последние два года: превалирование в сегментах с наиболее массовым спросом рынка продавца.
Среднерыночная заполняемость гостиниц верхнего сегмента в целом сохранила прошлогоднюю динамику, превысив прошлогодние показатели, та же картина и по ценовой составляющей предложения. В 2007 г. гостиницы верхнего сегмента подняли уровень загрузки до 77,8% (2006 г. - 70,24%). Среднерыночная цена услуг размещения в верхнем сегменте рынка поднялась до $336,32, что по сравнению с 2006 г. ($283,66) составило рост в 16%. Динамика доходности с номера также имела положительный вектор, составив увеличение по сравнению с прошлым годом на 17% (среднерыночный RevPar (доходность номера) в 2006 г. - $200,16; 2007 г. - $239,8).
В среднем рыночном сегменте динамика заполняемости также продолжила прошлогодний рост: 2006 г. - 78,2%; 2007 г. - 79,3%. Среднерыночный ADR (стоимость номера) по этой группе средств размещения по сравнению с прошлогодним показателем увеличился на 30% (2006 г. - $85,75; 2007 г. - $128,8). Динамика доходности на номер в среднем сегменте также имела положительный вектор, составив превышение над прошлогодним показателем почти на 30%.
По оценкам некоторых западных экспертов, отмечают в компании, подобные показатели характеризуют московский гостиничный бизнес как самый прибыльный в Европе. Появление в 2007 г. на рынке новых гостиничных объектов в верхнем и среднем сегменте малой и средней вместимости пока не восполнили имеющийся дефицит предложения. По оценкам HCD Group, дефицит текущего предложения составляет не менее 4 тыс. номеров [9]. Хотя главный город России ежегодно посещает более 2 млн. 500 тыс. туристов, и в московскую казну поступает порядка 1 млрд. долларов, гостиниц в городе катастрофически не хватает. По данным статистики, на конец 2005 года в столице было 175 гостиниц на 38,2 тыс. номеров и 68,1 тыс. мест. С тех пор ситуация в гостиничном секторе, к сожалению, существенно не улучшилась. Этому есть вполне закономерное объяснение. По темпам строительства Москва опережает практически все российские города. Но, несмотря на огромное количество сдаваемых готовых объектов, доля гостиниц среди них занимает очень скромное место. Активно развивается, прежде всего, жилищное строительство и возведение офисов. Отчасти это понятно - многие годы именно жилищный вопрос был острейшей проблемой в столичном регионе; по словам классика, именно "жилищный вопрос испортил москвичей". Поэтому такое интенсивное строительство жилья диктуется насущной потребностью рынка и приносит наибольший доход.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|