Транспортная подвижность населения

Объем пассажирских перевозок определяется в зависимости от численности и подвижности населения. Подвижность населения, выражаемая числом передвижений в год на одного жителя, является одной из социальных характеристик образа жизни городского населения. Чем больше численность населения города, тем больше в нем возможностей для удовлетворения культурно-бытовых потребностей человека, а следовательно, больше и подвижность жителей города.

В термин „подвижность" населения вкладывается часто разное содержание, что приводит к существенному изменению его количественного выражения, Для устранения семантических проблем необходимо различать следующие разновидности понятия подвижности населения:

подвижность населения - число передвижений, совершаемых на транспорте и пешком на одного жителя в год;

транспортная подвижность - число передвижений, совершаемых на транспорте на одного жителя города в год (без пешеходных);

подвижность на автомобильном транспорте - число передвижений, совершаемых на автомобильном транспорте на одного жителя в год;

учетная транспортная подвижность - число перевезенных на всех видах городского общественного транспорта пассажиров, приходящееся на одного жителя в год (с учетом приезжих и пригородных пассажиров, а также пересадок с одного маршрута или вида транспорта на другой).

В настоящее время статистикой регистрируется только число поездок пассажиров определенным видом транспорта, но не учитывается число поездок пассажиров от начального до конечного пункта. Поэтому показатель подвижности населения, определяемый отношением числа поездок по видам транспорта к количеству жителей, не отражает действительной подвижности населения. Так, при пересадочном сообщении, когда пассажир, чтобы добраться до места назначения, пользуется, например, двумя автобусами и должен сделать пересадку, в статистике числится две поездки, несмотря на то, что это поездка с одной целью.

Общий годовой объем перевозок пассажиров определяется как произведение количества населения на величину его учетной транспортной подвижности. Численное значение общего объема перевозок пассажиров определяется на основе фактических и расчетных данных. В этом случае объем перевозок пассажиров в городе составит:

Q = Q1 + Q2 + Q3 , (2)

где Q1, Q2, Q3 -

объем

перевозок соответственно постоянного городского населения, приезжих пассажиров, пригородных пассажиров.

Годовой объем перевозок постоянного городского населения определяется по формуле:

Q = H (Р1n1 + Р2n2) Кд Ккб Кв Кт Кп (3)

где Н - количество населения городе; Р1 - годовое число передвижений трудящихся не работу в одну сторону; Р2 - годовое число передвижений учащихся вузов и техникумов в одну сторону; n1 - отношение количества самодеятельного населения к общей расчетной численности населения города; n2 - отношение количества учащихся в вузах и техникумах к общей расчетной численности населения города; КД - коэффициент, учитывающий деловые поездки; Ккб - коэффициент, учитывающий культурно-бытовые поездки; КВ - коэффициент возврата; Кт - коэффициент пользующихся транспортом; Кп - коэффициент пересадочности.

Годовое количество передвижений трудящихся на работу в одну сторону при шестидневной рабочей неделе составляет 290, а пятидневной рабочей неделе - 240. Количество передвижений учащихся вузов и техникумов, с учетом каникул, в одну сторону принимается равным 230.

Деловые передвижения составляют 2- 5 % от трудовых.

С учетом роста культурных потребностей населения для крупных городов значение Ккб принимается равным 1,9. При пятидневной рабочей неделе трудовые поездки в свободные дни заменяются поездками с культурными целями и в зоны отдыха, что предопределяет увеличение коэффициента Ккб до 2,3. В меньших городах количество культурно-бытовых поездок должно быть ниже в связи с меньшим числом и более близким расположением культурных и зрелищных предприятий.

Перейти на страницу: 1 2 3

Copyright © 2013 - Все права защищены