Анализ рыночной конъюнктуры товаров за отчетный период осуществляется на основе таблицы №2. Исходные данные для проводимого анализа приведены в таблице №П.2.
Для начала рассчитаем дополнительно необходимые показатели.
экономическая выгодность предприятия от работы на рынке:
Прi-j=(Цi-j - Сi)*Ni-j (т.р.)
Пр А-Р1=(Ц А-Р1 - С А)*N А-Р1 =(790-700)*20=1800 т.р.
Пр А-Р2=(Ц А-Р2 - С А)*N А-Р2 =(820-700)*10=1200 т.р.
Пр В-Р1=(Ц В-Р1 - С В)*N В-Р1 = (420-380)*85=3400 т.р.
Пр В-Рэкс=(Ц В-Рэкс - С В)*N В-Рэкс=(150*31-380)*10=4270 т.р.
Пр С-Р1=(Ц С-Р1 - С С)*N С-Р1 =(135-120)*80=1200 т.р.
Пр С-Р2=(Ц С-Р2 - С С)*N С-Р2 =(150-120)*40=1200 т.р.
Анализируя приведенные выше расчеты, можно отметить, что на внутреннем рынке экономически наиболее выгоден товар В, причиной тому является достаточно большой объем реализации (N=85 т.шт./год). На внешнем рынке балансовая прибыль по товару В является наибольшей среди всех товаров на внутреннем рынке, что достигается за счет большой курсовой разницы.
уровень перспективности рынка для каждого товара (У пер i):
У перi-j = Е i-j пер/Е i-j тек
У пер А-Р1 = Е А-Р1 пер/Е А-Р1 тек =60/40 = 1,5
У пер А-Р2 = Е А-Р2 пер/Е А-Р2 тек = 40/40=1
У пер В-Р1 = Е В-Р1 пер/Е В-Р1 тек = 600/200=3
У пер В-Рэкс = Е В-Рэкс пер/Е В-Рэкс тек = 40/20=2
У пер С-Р1 = Е С-Р1 пер/Е С-Р1 тек = 500/300=1,6
У пер С-Р2 = Е С-Р2 пер/Е С-Р2 тек = 300/100=3
У пер Д-Р1 = Е Д-Р1 пер/Е Д-Р1 тек = 4000/1000=4
Наиболее перспективным является товар Д. Данная перспективность объясняется очень большой перспективной и текущей емкостью. На рынке Р1 у товара Д большие шансы реализоваться и получить хорошую прибыль. Чуть меньшую перспективность имеют товары В и С. Данные товары на рынке существуют 6-8 лет, они проверены, занимают стабильное положение среди конкурентов. Цель предприятия - усовершенствовать стратегическую политику, выявить недостатки и максимально качественно спланировать товарную политику для каждого товара.
доля предприятия на рынке (Дi-j) (см.таблицу П.2). Если рассматривать внутренний рынок, то наибольшую долю занимает товар А на рынке Р1 (Д А-Р1 = 50%). Товар В более эффективно реализуется на внешнем рынке, его доля рынка Д В-Рэкс = 50%. Товар С большую часть имеет на рынке Р2, его доля рынка ДС-Р2 = 40%.
экономическая «ниша» (Нэ), которая характеризует возможность расширения деятельности предприятия на рынке:
Нэ = 100 - Дi-j - å Дj-k (%), где
Дi-j - доля, занимаемая предприятием по i-му товару на j-м рынке (%);
Дj-k - доля к-го конкурента на j-м рынке (%).
Нэ А-Р1 = 100-50-40 = 10%
Нэ А-Р2 = 100-25-15*2=45%
Нэ В-Р1 = 100-42,5-40-17,5 = 0%
Нэ В-Рэкс = 100-50-25-15-10 = 0%
Нэ С-Р1 = 100-26,6-20 = 53,4%
Нэ С-Р2 = 100-40 = 60%
После расчетов можно сделать вывод, что для товара А рынок Р2 представляется более выгодным чем рынок Р1, т.к. существует больше шансов для расширения. Оба рынка для товара В являются невыгодными, т.к. «ниши» вообще нет. Да, товар В на внешнем рынке более эффективнее реализуется, данный факт отмечался выше, но без дальнейшего расширения предприятие вынуждено разрабатывать экономическую политику для вытеснения конкурентов ценовыми, а по возможности и неценовыми методами. На такие меры предприятие вынуждено пойти, т.к. других рынков нет. Наиболее выгодное положение у товара С. Два рынка Р1 и Р2 имеют большие «ниши», что говорит о возможной перспективе расширения и укоренения на данных рынках при эффективной ценовой политике.
уровень конкуренции на рынке, определяется количеством конкурентов на рынках. На рынке Р1 по товару А существует 1 конкурент, доля которого составляет 40%. На рынке Р2 - 2 конкурента с суммарной долей 30%. Рынок Р2 является более привлекательным для предприятия. По товару В «ниши» на рынках Р1 и Р-экс равна нулю, т.е. конкуренты вместе с предприятием заняли рынки целиком. Предприятию необходимы продуманные меры в области товарной и ценовой политики для вытеснения конкурентов. Товар С имеет и преимущества в области доли конкурентов на своих рынках. На рынке Р1 всего 1 конкурент с долей рынка в 20%. На рынке Р2 конкурентов нет. Т.е.предприятие имеет достаточно шансов не только расшириться на данных рынках, но и занять лидирующее положение на них.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|