не создавать условия для появления дефектов;
не передавать дефектную продукцию на следующую стадию;
не принимать дефектную продукцию с предыдущей стадии;
не изменять технологические режимы;
не повторять ошибок.
Эти правила детализированы для этапов подготовки производства и собственно производства и доведены до каждого работника [42].
Таким образом, можно выделить главное в отношении к качеству в Японии:
широкое внедрение научных разработок в области управления и технологии;
высокая степень компьютеризации всех операций управления, анализа и контроля за производством;
максимальное использование возможностей человека, для чего принимаются меры по стимулированию творческой активности (кружки качества), воспитанию патриотизма к своей фирме, систематическому и повсеместному обучению персонала.
Европейский опыт управления качеством.
Если в Японии и США на протяжении многих лет реализуются программы повышения качества, проводится активная политика в вопросах качества, осуществляется долгосрочное планирование качества, то в Европе за редкими исключениями управление качеством продолжало оставаться, по существу, контролем качества. В течение 1980-х годов повсюду в Европе наблюдалось движение к высокому качеству продукции и услуг, а также к усовершенствованию самого обеспечения качества. Широко внедрялись системы качества на основе стандартов ISO 9000 [28].
Это привело к более последовательной позиции по вопросам качества, более надежным поставкам и более стабильному уровню качества в целом.
Необходимо отметить большую и целенаправленную деятельность стран Западной Европы по подготовке к созданию единого европейского рынка, выработке единых требований и процедур, способных обеспечить эффективный обмен товарами и рабочей силой между странами. Важное место в этой деятельности занимают специальные ассоциации или организации, осуществляющие координацию в масштабах региона. В процессе подготовки к открытому общеевропейскому рынку, провозглашенному с 1 января 1993 г., были выработаны единые стандарты, единые подходы к технологическим регламентам, гармонизированы национальные стандарты на системы качества, созданные на основе стандартов ИСО серии 9000, введены в действие их европейские аналоги - ЕМ серии 29000. Большое значение придается сертификации систем качества на соответствие этим стандартам, созданию авторитетного европейского органа по сертификации в соответствии с требованиями стандартов ЕМ серии 45000.
Для нормального функционирования европейского рынка поставляемая продукция должна быть сертифицирована независимой организацией. Кроме сертификации продукции проводится аккредитация испытательных лабораторий и работников, осуществляющих контроль и оценку качества продукции. Важнейший аспект их деятельности - контроль за удовлетворением требований потребителя и разрешение конфликтов, которые имеют место между производителем и поставщиком продукции.
Фирмы проводят еще более интенсивную политику в области повышения качества продукции, а процессы подвергаются более жесткому контролю.
Отличительными особенностями европейского подхода к решению проблем качества являются:
законодательная основа для проведения всех работ, связанных оценкой и подтверждением качества;
гармонизация требований национальных стандартов, правил процедур сертификации;
создание региональной инфраструктуры и сети национальных организаций, уполномоченных проводить работы по сертификации продукции и систем качества, аккредитации лабораторий, регистрации специалистов по качеству и т.д.
Таблица 3.1.2
Сопоставление западного (США и Европа) и восточного (Япония) подходов к качеству
Западный подход (США и Европа) |
Восточный подход (Япония) |
Качество основывается на низком уровне цен. |
Качество основывается на низком уровне дефектов. |
- Первая цель - прибыль, качество - категория случайная. |
- Первая цель - качество, прибыль не замедлит последовать. |
- По вопросам качества покупатели должны просить согласие поставщика |
- Согласие с требованиями покупателя по вопросам качества |
- Общие идеи насчет качества |
- Строгая политика качества к каждому предмету |
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|