Отечественный прокат валился уже при Советской
власти в конце 80-х гг. с открытием границ с возникновением и распространением
домашнего видео это только усугубилось. В истории мирового кинематографа этому
кризису присудили название "третий кризис в кинопрокате или кризис
кинопосещаемости".
Упомяну, что первый кризис (1949-1952гг.) был
вызван началом массового развития телевидения. Но маленькие экраны и невысокое
качество изображения телевидения, перестав быть новинкой, не сумели отвлечь
людей от кинотеатра. И в это же время возникают широкоэкранное и
широкоформатное кино, зрители опять стали посещать кинотеатры. Второй кризис
пришелся на 1961-1962гг. с возникновением цветных телевизоров. В России он как
бы не состоялся в связи с тем, что цветных телевизоров было немного.
В Европе и США третий кризис начался в конце 70-х
гг. и был ликвидирован в течение двух лет в результате специально разработанных
и грамотно использованных разнообразных мер - от новых технических достижений
до новых принципов обслуживания кинозрителей. В России этот кризис затянулся
порядком более чем на пять лет в связи с распадом СССР и "гибелью"
кино.
Начиная с 1988 г. когда сняли первый барьер
"железного занавеса" хлынуло дешевое американское кино третьего, а то
и десятого сорта. Видео позволяло увидеть (и сейчас так, но уже вместе с
видеокассетами и DVD) новые американские фильмы до премьеры в Америке.
Кинематографисты оказались в условиях рынка, где должен работать возвратный
механизм о котором в советское время не думали. От прежней жизни достались
старомодные кинотеатры с технической отсталой отраслью с обломками
государственного управления.
И вот дождались появление новых кинотеатров.
В 1995-96 гг. начался смелый эксперимент
иностранцев в России. Стали появляться и успешно работать частные кинотеатры в
гостинице "Рэдисон-Славянская", "Националь" (в дорогих
гостиницах для иностранцев) и "Кодак-Киномир" (в переоборудованном
помещении клуба газеты "Известия").
Старые кинотеатры по сей день реставрируют,
перестраивают, новые кинотеатры строят. Возникают первые мультиплексы в России,
в которых более одного зала, а в обычных старых кинотеатрах зал
"разрезают" на несколько небольших. Кинотеатры-мультиплексы с 2-9
залами становятся центром досуга с кондиционированным воздухом и системой
просмотра "Non-stop": в фойе все виды развлечений - игровые автоматы,
электронные казино, продажа разнообразных сувениров, кегельбан, бильярд, еда и
напитки; в кинозалах просторные комфортабельные кресла с держателями для
напитков в подлокотниках, с которого беспрепятственно виден весь максимально
соответствующий зрительному залу широкий экран с хорошим освещением и
высококачественным цветным изображением, с замечательным стереопроекцией и
цифровым стереозвуком.
С начала 90-х гг. кинотеатры по сути своей
перестали быть кинотеатрами, поскольку, как и многие другие старорежимные
учреждения, существовали за счет сдачи своих помещений в аренду. И сейчас
современный кинотеатр является хорошим делом для бизнесменов, т.к. стимулирует
развитие разнообразного сопутствующего бизнеса - торговли, ресторанного и
быстрого питания, электронных игр. Правда, раньше на фасаде горели огромные
буквы ЛОГОВАЗ и "Кристал-Моторс" и т.п.
Какие же нынешние кинотеатры?
кинотеатр кинозал зрительское место
|