организационный
механизм управление качество
В
условиях рыночных отношений в любых организациях и на предприятиях актуальность
управления качеством определяется его направленностью на обеспечение такого
уровня качества продукции и услуг, который может полностью удовлетворять все
запросы потребителей. Высокое качество продукции и услуг является самой весомой
составляющей, определяющей их конкурентоспособность. Без обеспечения
стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно
рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в
ней достойное место.
Процессы
интеграции в современных условиях развития мирового сообщества объективно
необратимы, поэтому современная концепция управления качеством продукции и
услуг при достижении всех целей и задач функционирования предприятий и
организаций предполагает ее обязательный приоритет среди других направлений
управления.
Качество
- емкая, сложная и универсальная категория, имеющая множество особенностей и
различных аспектов. В зависимости от цели использования и рассмотрения качества
к ее основным аспектам можно отнести: философский, социальный,
технический, экономический и правовой.
В
условиях рынка и конкуренции развитые страны мира воспринимают высокое качество
как стратегический коммерческий императив и самый значимый источник
национального богатства. Качество во многом определяет престиж государства,
служит основой для удовлетворения потребностей каждого человека и общества в
целом, является важнейшей составляющей конкурентоспособности. Только на его
основе предприятие может выжить в условиях конкуренции и получать необходимую
прибыль, поэтому представляется вполне объективным, что деятельность по
повышению и обеспечению качества в условиях рыночных отношений должна быть
приоритетной.
Основные
причины, определяющие необходимость повышения и обеспечения качества:
существенное
непрерывное возрастание личных, производственных и общественных потребностей;
возрастание
роли и темпов НТП в развитии науки, техники, производства, экономики и всего
мирового сообщества;
усовершенствование
услуг, конструкций выпускаемой продукции и повышение значимости выполняемых
функций;
увеличение
объемов производства продукции и оказываемых услуг и, как следствие, возможный
рост стоимости брака и рекламаций;
неприятие
потребителями продукции и услуг с относительно невысоким уровнем качества;
ужесточение
требований к интенсификации производства и повышению его эффективности как
необходимого фактора благополучного существования предприятий.
Наряду
с перечисленными причинами необходимо отметить также усиление конкуренции на
мировых рынках. Конкуренция является реальностью не только на внешнем
рынке, но и в нашей стране.
В
первые 10-12 лет в постсоветской России во многом снизились темпы обновления
выпускаемой продукции, и уменьшилось количество ставящейся на производство
продукции, соответствующей лучшим мировым и отечественным достижениям. Так, в
основном лишь каждый десятый образец новой осваиваемой продукции по уровню
качества превосходил (или соответствовал) лучшим мировым аналогам. Кроме того,
много нареканий и рекламаций поступало со стороны отечественных потребителей на
низкое качество изготовления продукции и оказываемых услуг (дефекты, брак,
несоответствие эксплуатационных показателей качества требованиям НТД и др.).
Общее положение в области качества как отечественных, так и импортируемых
товаров в нашу страну также нельзя пока признать благополучным.
При
ненадлежащем отношении к качеству товаров и услуг, не только в условиях рынка,
конкуренции и сравнительно открытой экономики, но и при иных системах
хозяйствования, любое дело, как правило, потерпит неудачу и общество не будет
стабильным.
Те
страны мира, которые уделяют серьезное внимание качеству, управлению им, а
также убеждают в этом потребителей, имеют высокие объемные и структурные
показатели экспорта. Подтверждением тому могут служить не только традиционно
технически развитые государства (США. Япония и страны Западной Европы), но и
ряд стран Юго-Восточной Азии.
В
этом нам видится актуальность выбранной темы.
Целью
настоящей ВКР является анализ организационного механизма системы менеджмента
качества на предприятии ОАО «Нефтеюганскшина»
Для
достижения поставленных целей, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть
сущность организационных основ управления качеством;
проанализировать
организационный механизм системы менеджмента качества на предприятии ОАО
«Нефтеюганскшина»;
изучить
рекомендации и пути совершенствования организационного механизма управления
системы менеджмента качества на предприятии.
Объектом
исследования ВКР предприятие ОАО «Нефтеюганскшина».
Предметом
исследования является организационные механизмы управления качеством.
Цель
и задачи работы обусловили структуру исследования. ВКР состоит из введения,
трех глав, выводов и предложений.
В
первой главе раскрываются сущность и роль организационного механизма управления
качеством, организации и руководство работ по менеджменту качества в
соответствии МС ИСО 9000:2000 и документооборот реализации СМК.
Во
второй главе проводится анализ организационного механизма управления качеством
на предприятии ОАО «Нефтеюганскшина» и пути его совершенствования.
В
третьей главе рассматривается обобщение международного опыта
организационно-экономического механизма управления качеством, и даются
рекомендации по его улучшению.
Теоретической
и методологической основой ВКР послужили труды отечественных ученых, источники
энциклопедического характера по вопросам менеджмента качества, таких как
Бейсова Р.С., Гиссина В.И., Круглова М.Г., Мишина В.М., Фатхутдинова Р.А. и
других.
Информационной
базой исследования послужили данные, опубликованные в периодической печати.
В
процессе исследования применялись различные методы экономического исследования:
статистические методы исследования и сравнительный анализ.
Сущность организационных основ
управления качеством
|