Постоянное, каждодневное улучшение бизнес-процессов, осуществляемое всеми работниками предприятия, является одним из принципов менеджмента качества. Но постоянное улучшение не может бесконечно давать необходимые результаты, рано или поздно оказывается, что дальнейшее повышение качества в рамках существующей системы управления невозможно.
В противоположность постоянному улучшению, которое постоянно накапливает эффективность, реинжиниринг совершает прорыв в улучшении, дает резкое повышение эффективности и результативности.
Реинжиниринг - это методология совершенствования путем фундаментального переосмысления, радикальной модификации или даже коренного перепроектирование процессов, нацеленная на достижение существенного улучшения критических показателей исполнения деятельности в организации, в частности:
- увеличение добавленной ценности;
улучшение показателей качества процессов и/или продукции;
снижение затрат и рост прибыли;
сокращение времени производственного цикла;
и, как результат, повышение конкурентоспособности не только продукции, но и организации в целом.
В таблице 3.2.1. отражены различия между постоянными улучшениями и реинжинирингом. Проект по реинжинирингу осуществляется обычно в несколько этапов:
- анализ действующих на производстве бизнес-процессов и их моделирование;
переосмысление процессов и разработка принципов новых бизнес-процессов;
- внедрение новых бизнес-процессов.
Таблица 3.2.1
Основные различия между улучшениями и реинжинирингом
Наименование параметра |
Методы постоянного улучшения |
Реинжиниринг |
Уровень изменений |
Наращивание |
Радикальный |
Начальная точка |
Существующий процесс |
Единовременно |
Требуемое время |
Короткое |
Длительное |
Направление воздействия |
Снизу вверх |
Сверху вниз |
Охват |
Узкий |
Широкий, межфункциональный |
Риск |
Умеренный |
Высокий |
Основное средство |
Статистические методы |
Информационные технологии |
Тип изменения |
Культурный |
Культурно-структурный |
Развитие тотального менеджмента качества существенно повлияло в последние годы на менеджмент предприятия в целом. Это вызвано и единством целей этих систем, и все увеличивающейся ролью качества в выпуске конкурентоспособной продукции и завоевании рынков сбыта.
Реинжиниринг является одним из самых радикальных вариантов осуществления очередной итерации процесса постоянного улучшения. Каждая итерация процесса постоянного улучшения предусматривает выполнение следующих четырех крупных стадий: [43]
а) выбор процесса;
б) описание и оценка существующего процесса;
в) улучшение процесса и стандартизация достигнутого усовершенствования;
г) полномасштабное внедрение улучшенного процесса.
Этапы выполнения проекта реинжиниринга в целом соответствуют этим четырем крупным стадиям процесса постоянного улучшения. Однако специфической особенностью реинжиниринга является то, что его результаты практически всегда требуют радикальной модификации, перестройки или даже полного перепроектирование и замены ранее применявшегося процесса, аппаратов и оборудования. Поэтому процедуру осуществления проекта реинжиниринга можно представить в виде шести основных этапов [43].
На первом этапе процедуры осуществления реинжиниринга высшее руководство должно принять решение о том, какой из выполняемых в организации процессов будет подвергнут реинжинирингу.
Объектом реинжиниринга являются не организации, а процессы. Предприятия подвергают реинжинирингу не свои отделы продаж или производства, а работу, выполняемую персоналом этих отделов.
Одним из путей улучшения управления процессами, в совокупности образующими бизнес компании, является придание им наименований, отражающих их исходное и конечное состояния. Эти наименования должны отражать все те работы, которые выполняются в промежутке между стартом и финишем процесса. Термин «производство», звучащий как название отдела, лучше подходит к процессу, происходящему от момента закупки сырья до момента отгрузки готовой продукции.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|