2) Лидерство руководства. Успех компании в первую очередь зависит от лидерских качеств руководителя, его уверенности в необходимости изменений, умении увлечь за собой работников. Не случайно «лидерство» - это первый критерий моделей ведущих мировых премий качества: премии Болдриджа и европейской премии, присуждаемой Европейским фондом управления качеством. Проблема руководителей России в неправильной трактовке понятия лидера. Умение заинтересовать работников и вовлечь их в процесс совершенствования не означает директивно заставить работников работать по-другому. Тем не менее, авторитарный стиль управления присущ все еще многим российским компаниям. Последние исследования, проводимые с целью выявить основные качества, которыми необходимо обладать руководителю в России для успешного внедрения TQM, выделяют в первую очередь:
- профессиональные навыки бизнеса;
концептуальные навыки (например, возможность принимать решения и решать проблемы);
навыки общения;
личные качества (энтузиазм и постоянство).
) Обучение менеджеров. Руководители и менеджеры российских предприятий за последние 10-15 лет активно включились в образовательный процесс с целью получить теоретическую подготовку в сфере экономики и управления. На возросший спрос на экономические знания сфера образования ответила появлением новых образовательных программ. Экономических факультеты появились почти в каждом государственном вузе России, практически все частные вузы также готовят специалистов для бизнеса. Эффективным инструментом в деле обучения менеджеров для российской экономики является «Программа переподготовки управленческих кадров для народного хозяйства Российской Федерации», широко известная как «Президентская программа».
Задачи, которые призвана решать программа, следующие:
- подготовка руководителей со знанием современных подходов к управлению, способных эффективно работать в рыночных условиях;
содействие модернизации экономики и процессам реструктуризации российских предприятий; развитию предпринимательства, малых и средних предприятий;
содействие интеграции России в мировую экономику, создание условий для развития сотрудничества между российскими и зарубежными компаниями.
Таблица 3.2.2
Результаты исследования по итогам обучения по «Президентской программе» за 2009 год
Приобрели новый опыт и знания |
96,9% |
Установили новые деловые контакты |
72,7% |
Реализовали разработанные в процессе подготовки проекты |
60,0% |
Уточнили и адаптировали план развития предприятия/подразделения |
57,9% |
Создали собственное предприятие |
8,0% |
Повышена заработная плата |
43,6% |
Получили предложения о работе от других российских и зарубежных фирм |
36,0% |
Получили предложения о работе от органов государственной власти |
9,0% |
Перешли на работу в другую организацию |
17,3% |
Нетрудоустроены |
1,3% |
Руководители проходят 500-600 часовую подготовку по специальностям: «Менеджмент», «Маркетинг», «Финансы и кредит», а также совершенствуют знания иностранного языка. В реализации российского этапа подготовки принимают участие более 2500 преподавателей из 86 образовательных учреждений и бизнес-школ.
После завершения подготовки в России участникам Программы предоставляется возможность прохождения стажировки на профильных зарубежных предприятиях продолжительностью от 3 недель до 3-4 месяцев. В организации и проведении зарубежных стажировок принимают участие 12 стран и Программа Европейского союза TACIS. За 7 лет существования программы более 7136 человек прошли обучение за рубежом.
) Психология потребителей. Потребитель является движущей силой процесса совершенствования в бизнесе, предъявляя все новые требования к качеству продуктов и услуг. Российский потребитель сегодня не может в полной степени играть эту роль. Невысокий уровень доходов большинства населения определяет цену решающим фактором при выборе товара. Качество же является важным, но все же не всегда решающим аргументом. Когда спрос на качество возобладает, производитель, по законам рынка, должен будет его предоставить, иначе не выжить в конкурентной борьбе. Стабильность экономики и рост доходов россиян можно рассматривать как залог развития бизнеса России, поступенчатого, эволюционного, в соответствии с требованиями рынка.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
|