Создание и функционирование системы управления качеством, ее элементы, требования, положения, распределение функций, ответственности, прав и обязанностей, взаимодействие подразделений по управлению качеством и т.п. в соответствии с принципами системного управления и МС ИСО следует документально оформлять.
При этом процессами документирования и выполнением положений всех документов следует управлять, например, на основе разработанной специально для этого документированной процедуры [18]. Такая процедура должна предусматривать:
- проверку используемых документов на соответствие их оригиналам;
анализ и порядок внесения по его результатам изменений, обеспечение идентификации изменений, статуса пересмотра и хранения документов;
- порядок переутверждения документов;
порядок обеспечения документами и проверки применения их на рабочих местах;
- идентификацию и управление внешними документами;
- порядок предотвращения применения морально устаревших и управления утратившими силу документами.
Методической основой создания этого документационного комплекса объективно являются регламентация (стандартизация, унификация) и планирование, отражающие особенности рыночной концепции. Это значит, что цели и деятельность в области повышения и обеспечения качества определяются в строгом соответствии с требованиями потребителей и рыночным спросом, а также, что очень важно, заключенными контрактами. Последнее вызывает необходимость строгого выполнения со стороны всех исполнителей своих функций в области качества в точном соответствии с технологией, т.е. без ошибок. При этом плановые мероприятия ЦПК служат базой конкретизации в достижении целей управления качеством, так как в программе необходимо предусматривать ресурсное обеспечение достижения этих целей [19].
Значение документации в современном представлении управления качеством является очень важным, так как на ней основана вся последовательность действий по обеспечению требуемого потребителями качества. Она во многом обеспечивает соответствие:
- состава и подготовки персонала;
идентификации и прослеживаемости;
фактических результатов и процессов;
эффективности и функционирования всей системы управления качеством.
К документации необходимо предъявлять жесткие требования к качеству ее содержания, в частности таких, как:
- целенаправленность и соответствие целям и политике предприятия;
комплексность, включая наличие положений по взаимодействию и взаимосвязям предприятия со всеми структурами внешней среды (потребителями, поставщиками и т.п.);
- логическая последовательность и четкость изложения информации;
краткость, конкретность, простота и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;
достоверность и убедительность аргументации;
информационная выразительность;
функциональность (например, скорость обработки);
достаточность и обоснованность;
малый объем;
минимизация потребности в ресурсах;
малоизменчивость (стабильность);
своевременность;
доступность и понятность для восприятия;
разборчивость;
возможность пересмотра и восстанавливаемости;
простота в использовании;
качественная содержательность;
соответствие современному и перспективному менеджменту знаний;
возможность сравнения с лучшими видами документации.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
|