В современной России применение ротации, в частности, связывают с предупреждением и пресечением коррупции чиновников. По оценкам экспертов международной организации Transparency International, Россия заняла 146 место (среди 180 оцениваемых государств) в ежегодном рейтинге коррумпированности различных стран мира.
В российском обществе сформировалось устойчивое мнение о том, что, несмотря на проводимые реформы, деятельность государственного аппарата по-прежнему остается неэффективной, коррумпированной, отдаленной от нужд и запросов российских граждан.
В сентябре-октябре 2007 г. сотрудниками Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации был проведен экспертный опрос по проблеме коррупции в органах государственной власти и управления Российской Федерации. В опросе участвовали 64 эксперта из числа руководителей организаций, руководителей служб управления персоналом, представителей органов государственной власти и управления, общественных организаций, научных работников.
Достаточно высоко эксперты оценили действенность ротации кадров в противодействии коррупции в системе государственной власти. Около двух третей экспертов (21,9 % ответили - определенно да, 40,6 % - скорее да, чем нет) считают ротацию кадров действенным инструментом в ограничении коррупции.
"Основные задачи ротации - антикоррупционная политика и при этом развитие кадров", - считает заместитель директора департамента государственной службы Министерства здравоохранения и социального развития РФ Дмитрий Баснак.
Такое отношение к ротации можно расценить как признание руководителями государственных органов необходимости ее использования в решении вопросов борьбы с коррупцией в органах государственной власти и управления, но при этом требуется совершенствование этой кадровой технологии и изучение опыта ее применения.
Приближаясь к теме о ротации кадров в таможенных органах Российской Федерации следует отметить, что опыт по ее организации имеется значительный. С целью нормативного закрепления ротации, оптимальной расстановки личного состава, предупреждения коррупции и должностных преступлений Государственным Таможенным комитетом Российской Федерации был подготовлен приказ от 12 января 1996 г. № 21 "О ротации кадров в Таможенных органах Российской Федерации". Широкому применению ротации помешало несовершенство этого нормативного документа: не были четко определены сроки нахождения в должности в зависимости от ее уровня. Формулировка "как правило" позволяла вышестоящему руководителю осуществлять ротацию не на основе права, а по личному усмотрению.
Известно, что разрабатываемые правовые нормы должны отличаться полнотой, так как любые пробелы в правовом регулировании управления снижают уровень управления, ведут к злоупотреблениям и произволу, и приказом Государственного Таможенного комитета Российской Федерации от 16 июля 2002 г. № 751 приказ от 12 января 1996 г. "О ротации кадров в Таможенных органах Российской Федерации" признан утратившим силу.
Обобщая вышесказанное, можно придти к выводу о том, что в целом практика ротации государственных служащих не может рассматриваться как распространенная кадровая процедура и не должна носить характер "кампаний". Следовательно, ротация - это неотъемлемая составная часть системы подбора и выдвижения людей, научно обоснованная, целенаправленная и технологически отработанная.
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|