В современной науке менеджмента существует четыре подхода к выделению управленческих функций (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 - Подходы к выделению функций управления
. Первый подход предусматривает выделение общих, универсальных функций управления. Он отражает содержание процесса управления в любой организации и не зависит от специфики объекта управления. Функции могут быть классифицированы следующим образом: планирование, организация, мотивация, контроль.
Планирование - это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно:
распределения ресурсов;
координации деятельности между отдельными подразделениями;
координации с внешней средой (рынком);
создания эффективной внутренней структуры;
контроля за деятельностью;
развития организации в будущем.
Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.
В ООО «Алькасар Вятка» применяется первый подход, предусматривающий выделение общих, универсальных функций управления. Функции управления на предприятии классифицированы следующим образом: планирование, организация, мотивация, контроль.
Сyщнocть организации как функции менеджмента заключается в том, чтобы oбecпeчить выпoлнeниe peшeния c opгaнизaциoннoй cтopoны, тo ecть coздaть тaкиe yпpaвлeнчecкиe oтнoшeния, кoтopыe бы oбecпeчили нaибoлee эффeктивныe cвязи мeждy вceми элeмeнтaми yпpaвляeмoй cиcтeмы, включая pacпpeдeлeние oтвeтcтвeннocти и пoлнoмoчий, a тaкжe ycтaнoвлeния взaимocвязeй мeждy paзличными видaми paбoт.
Мотивация - это процесс побуждения человека к деятельности для достижения целей.
Контроль как функция менеджмента - это вид управленческой деятельности с целью удержания организации на выбранной траектории развития посредством сравнения показателей деятельности с установленными стандартами
Структура управления включает в себя руководство предприятием и руководителей структурных подразделений предприятия (начальников департаментов, руководителей управлений и служб, начальников отделов). Структура управления - функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления (рис.15).
Рис. 15. - Функциональная структура управления: Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители
Общее управление предприятием осуществляет руководитель предприятия. Основными структурными единицами предприятия являются департаменты, службы и управление делами. Данные подразделения осуществляют управление одной из областей деятельности предприятия. Общее управление работой департаментов, служб и управления осуществляет заместитель руководителя ООО «Алькасар Вятка».
Непосредственное управление работой подразделения осуществляет руководитель департамента (службы, управления).
Руководитель основного структурного подразделения (департамента, управления, службы) имеет следующие права и обязанности:
осуществляет непосредственное управление работниками департамента.
представляет руководству предприятия материалы по вопросам, отнесенным к сфере деятельности подразделения.
организует деятельность подчиненных ему подразделений (ставит разовые задачи, утверждает планы работ отделов и служб, осуществляет контроль и оперативное управление выполнением планов и решением задач).
Руководитель дополнительного структурного подразделения (отдела или службы в составе департамента) имеет следующие права и обязанности:
представляет руководству предприятия материалы по вопросам, отнесенным к сфере деятельности подразделения;
организует деятельность подчиненных ему работников (ставит разовые задачи, утверждает планы работ работников, осуществляет контроль и оперативное управление выполнением планов и решением задач);
Перейти на страницу: 1 2 3 4
|