Профессиональное становление молодого специалиста проходит от одного года до шести лет. За это время происходит процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, и т.д.
Проведенное нами исследование подтвердило гипотезу, о том, что на адаптацию начинающих карьеру молодых людей влияет их отношения с руководством.
Социально-психологическая адаптация молодого специалиста зависит от нескольких факторов: удовлетворенности своим положением в коллективе, удовлетворенности собой на работе, отношении к руководству, ситуативной и личностной тревожности.
Отношение к руководству будет зависеть от адаптации в целом, удовлетворенности своим положением в коллективе, отношением к труду и удовлетворенности собой на работе.
Результаты исследования показали, что, отношения к руководству будет зависеть от уровня тревожности молодого специалиста, от его семейного положения, и от специальности. Также с помощью анкетирования, мы определили, какие факторы не влияют на процесс адаптации в целом, ими оказались: образование, навыки работы на компьютере, владение компьютерными программами, напряженность во время работы, опыт работы, оценка молодых специалистов адаптации на рабочем месте.
В ходе исследования было выявлено: что лучше всего адаптируются молодые специалисты, состоящие в браке; низкий уровень тревожности позволяет выстраивать удовлетворительные отношения с руководством; умеренный уровень тревожности желателен при построении удовлетворительных отношений в коллективе; бухгалтеры являются самой адаптивной профессией.
Из результатов анкетирования можно увидеть, что специалисты, отвечая на вопрос: «адаптировались ли Вы на своем рабочем месте», 87,1% дали ответ «да», и только 12,9% ответили, нет.
Таким образом, наши задачи решены и гипотеза доказана.
Приложение А
Опросник для оценки социально-психологической профессиональной адаптации. (Дмитриева М.А.)
Инструкция: Перед вами ряд утверждений с вариантами ответов на них. Вам необходимо выбрать один из вариантов ответа и отметить его галочкой.
Тест опросника составлен Р.Х. Исмаиловым.
. Решение моих жизненных планов (интересная работа, повышение квалификации и т.д.) связано с работой на данном предприятии:
а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет;
. Коллектив участка (смены), где я работаю, считается:
а) не дружным; б) трудно сказать; в) дружным; 3. Я бы сказал, что всегда сдерживаю свои обещания, даже если мне это может быть невыгодным:
а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет;
. Нынешняя работа в коллективе участка (смены) меня:
а) удовлетворяет; б) не знаю; в) не удовлетворяет;
. Я обращаю внимание на недостатки, существующие в нашем коллективе:
а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет;
. Я испытываю удовлетворенность от своей работы:
а) да; б) нечто среднее; в) нет;
. Я чувствую физическую напряженность во время работы:
а) да; б) когда как; в) нет;
. в коллективе своего участка (смены) работать мне:
а) нравится; б) трудно сказать; в) не нравится;
. в настоящее время работа по специальности не приносит мне того удовлетворения, которого я ожидал:
а) да; б) трудно сказать; в) нет;
. Взаимоотношения между рабочими и непосредственно руководством участка (смены) сложились:
а) напряженные; б) нормальные; в) хорошие;
. У меня есть стремление содействовать развитию своего цеха (предприятия):
а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет;
. Взаимоотношения между рабочими коллектива, где я работаю:
а) натянутые; б) затрудняюсь ответить; в) хорошие;
. Бывает, что разозлившись, я выхожу из себя:
а) да; б) иногда; в) нет;
. Я считаю, что в настоящее время мои отношения с товарищами по работе:
а) натянутые; б) нечто среднее; в) хорошие;
|