Проблема
адаптации начинающих карьеру молодых людей существует с момента возникновения
цивилизации, однако именно в современную эпоху инноваций этот вопрос
приобретает особую значимость. Так как именно в условиях прогрессивного
развития современного общества значительно актуализировалась роль
«человеческого фактора».
Причем
концентрированным выражением этого фактора являются приспособительные
способности человека.
Изучение
вопросов адаптации, в том числе профессиональной, нашло отражение в
многочисленных исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых, среди
которых: К. А. Абульханова- Славская, Г. А. Балл, А. А. Реан, А. А. Налчаджян,
А. В. Филиппов, В. П. Казначеев, Ф. Б. Березин, А.Н. Жмыриков, Г. Селье и
т.д.[27],[28],[22].
Одной
из актуальных проблем адаптации в современных условиях становится всестороннее
изучение профессионального самоопределения молодежи. Профессиональное
самоопределение имеет большое значение как центральный аспект социального самоопределения,
являясь одновременно и способом самореализации личности в сфере
профессиональной деятельности, и важнейшей линией личностного самоопределения.
Изучением вопросов профессионального самоопределения нашло отражение в
многочисленных исследованиях Е.А.Климова, Т.В.Кудрявцева, Г.С.Никифорова, П.А.
Шавира и других[6].
Исследованием
различных аспектов проблем профессиональной подготовки занимались А.К. Гостев,
С.Г. Геллерштейн, А.С.Макаренко, К.К.Платонов, Р.И.Почтарева, А.С.Шацкий,
Н.А.Шнирман. Проблемы учета и использования индивидуальных психофизиологических
особенностей человека в его профессиональной деятельности рассматривались в
работах Б.Г.Ананьева, Е.А.Климова, В.Л. Марищука, Е.А. Милеряна,
В.Н.Мясищева[23],[42].
Проблемы
становления молодых специалистов в разное время исследуют ученые -
представители различных общественных наук: А.И Арбушаускайте, С.Д. Артемов, В.Н
Безносиков, П.Г Белкин, В.И Брудный, М.Г Будякина, М.И Дьяченко, Р.Л. Мугинов,
В.В. Новиков, Е.С. Романова, Э.Н Фетисов, и многие другие[2],[7],[17]. Ими
исследованы: психологические и социально-психологические проблемы адаптации
молодых рабочих и выпускников вузов на предприятиях и в научных коллективах,
проблемы социализации в обществе, а также различные аспекты формирования личности
в условиях профессионального обучения и начала трудовой деятельности. Однако
проблема управления становлением молодого специалиста - выпускника разработана
недостаточно[19].
Глобальные
изменения в экономике, социальной сфере страны в настоящее время, в частности -
изменения в производстве, обострили ранее изученные проблемы становления
молодого специалиста и породили новые - ранее не исследованные. Изучению данной
проблемы посвящены работы С.Л. Арефьева, П.Г. Белкина, В.Е. Гимпельсона, А.М.
Зимичева, Е.Н. Емельянова, А.Г. Егорова, М.А. Иванова, Т.А. Кухаревой, В.С.
Магуна, Л.А. Петровской, и других[19].
Анализ
современной литературы показывает, что, несмотря разнообразие исследований,
посвященных адаптации начинающего карьеру молодого человека, и особенно
психологическим проблемам молодого человека, на наш взгляд, существует проблема
исследования, заключающаяся в недостаточной изученности психологических проблем
профессиональной адаптации молодого человека.
В
нашей стране лишь единичные работы посвящены исследованию психологических
проблем начинающих карьеру людей и практически нет работ о специфике их
адаптации в нынешних условиях, а в особенности о таком важном явлении, как
начинающие карьеру молодые специалисты в отношении с руководством и
коллективом, с которым они сталкиваются в процессе адаптации. Также не
изученным остается вопрос о степени распространения социально индуцируемых
страхов среди них. Эти обстоятельства и обусловливают необходимость и новизну
нашего исследования.
Объект
исследования: адаптация начинающего карьеру молодого человека. Предмет
исследования: социально-психологические проблемы молодых специалистов.
Гипотеза: социально-психологическая адаптация начинающего карьеру молодого
человека зависит от отношений с руководством и коллективом.
В
данном исследовании мы ставим перед собой следующие задачи:
.
Изучить виды адаптации;
.
Рассмотреть проблемы профессиональной и социальной адаптации молодого человека,
начинающего карьеру;
.
Исследовать социально-психологические проблемы, связанные с профессиональной
адаптацией молодых специалистов;
.
Провести исследование социально-психологических проблем адаптации.
Методы
исследования:
Методы
теоретического уровня - обзор и анализ литературы по изучаемой тематике;
Методы
эмпирического уровня - подбор диагностического инструментария, беседа и
психологическая диагностика с помощью методик:
.
Опросник для оценки социально-психологической, профессиональной адаптации
(Дмитриева М.А.);
2.
Тест на тревожность Спилберга-Ханина
3.
Анкетирование
Полученные
данные были обработаны на ПК при использовании программы SPSS.
Применялись методы корреляционного анализа (r-критерия
Спирмена) и сравнения двух независимых переменных (T-критерий
Стъюдента).
База
исследования:
Были
исследованы 33 человека (свободная выборка), в возрасте от 21 до 27 лет. Из них
- 19 девушек и 12 - молодых людей.
Структура
ВКР выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав,
рекомендации, заключения, списка литературы, включающего 43 источников и
приложения. Во введении определены: актуальность, проблема, объект, предмет,
цели, гипотеза, методы исследования. Первая глава посвящена теоретическому
анализу теоретических подходов к изучению адаптации начинающего карьеру
молодого человека. Вторая глава посвящена теоретическому исследованию
социально- психологических проблем, в начале построения карьеры молодого
человека. Третья глава посвящена экспериментальному исследованию проблем
социально-психологической адаптации молодых людей. Объем работы составляет 68
страниц.
АДАПТАЦИЯ
НАЧИНАЮЩЕГО КАРЬЕРУ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА
|