В основе управления бизнесом лежит разработка стратегии, ее адаптация к
специфике компании и реализация. Стратегия компании - это комплексный план
управления, который должен укрепить положение компании на рынке и обеспечить
координацию усилий, привлечение и удовлетворение потребителей, успешную конкуренцию
и достижение глобальных целей.
В настоящее время, в эпоху глобализации экономики, ни одна компания не
может существовать без четко сформулированной стратегии развития. Времена,
когда можно было создать преуспевающую компанию, исключительно основываясь на
здравом смысле и минимуме специальных знаний, канули в Лету. Теперь даже малый
бизнес рискует быть уничтоженным конкурентами, если не осознает своего
положения в отрасли и не определит своих долгосрочных перспектив с учетом
действий соперников.
Сегодня значение стратегического менеджмента для российского бизнеса
трудно переоценить. Рост конкуренции, снижение информационных барьеров,
глобализация - все это требует от менеджеров поиска профессиональных подходов к
принятию и реализации стратегических решений. Российский бизнес находится в
состоянии перехода от решения проблем выживания, бурного роста и
первоначального накопления капитала к формированию хорошо структурированных и
стратегически сфокусированных корпораций, способных успешно конкурировать в
глобальном масштабе. Российские предприниматели всё чаще задумываются над тем,
как оптимальным образом использовать приобретенные (часто по случаю) активы и
на каких стратегических альтернативах сосредоточивать свои усилия. При этом
следует отметить, что сегодня Россия действительно стала частью глобальной
экономики. Российские компании конкурируют на российском и мировом рынке с
ведущими международными корпорациями, и по мере интеграции нашей страны в
международное экономическое сообщество конкуренция неизбежно будет усиливаться,
тем более что российские корпорации все чаще принимают решение о выходе на
внешние рынки.
Становится очевидным, что попытки российских компаний конкурировать
исключительно на основе низких цен в долгосрочной перспективе обречены на
неудачу. Рядом растут Китай и Индия, масштабы экономик и доступ к дешевым
ресурсам которых всегда будут обеспечивать больше возможностей для снижения
издержек.
В последние годы наметился ряд отчетливых тенденций. Выбор
стратегического фокуса компаний смещается от конкуренции на основе низких
издержек и уникальных свойств продукта к стратегиям, основанным на близости к
потребителям и формированию сетей. При этом если раньше в качестве доминирующих
использовались в основном позиционные источники конкурентных преимуществ:
контроль над уникальными активами, исторически сложившаяся монопольная позиция
на рынке, привилегированные отношения с чиновниками, поставщиками,
потребителями - то сегодня мы все чаще видим в качестве основы устойчивых
конкурентных преимуществ наличие у компаний уникальных компетенций, позволяющих
им создавать дополнительную ценность для потребителей и отличающих их от
конкурентов.
Исходя из актуальности темы данной работы, сформулируем цель курсового
проекта - построение эффективной стратегии развития предприятия на основе
многостороннего анализа внешней и внутренней среды, конкурентных сил в отрасли
на примере ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение».
Поставленная цель определила постановку следующих задач:
изучение сложившейся экономической ситуации на ОАО «Уфимское
моторостроительное производственное объединение»;
выявление возможностей, опасностей, сильных и слабых сторон деятельности
предприятия, его внешнего и внутреннего окружения;
анализ конъюнктуры рынка предприятия для определения его последующей
стратегии;
выработка стратегических мероприятий, повышающих конкурентоспособность
бизнеса, и оценка их эффективности;
установление миссии организации и ее корректировка в соответствии с
реализуемой стратегией, построение дерева целей ОАО «Уфимское
моторостроительное производственное объединение».
Процесс выработки стратегии основывается на тщательном изучении всех
возможных направлений развития и деятельности и заключается в выборе общего
направления, осваиваемых рынков, обслуживаемых потребностей, методов
конкуренции, привлекаемых ресурсов и моделей бизнеса. Другими словами,
стратегия означает выбор компанией пути развития, рынков, методов конкуренции и
ведения бизнеса.
Ситуационный анализ состояния организации
Данная глава выполняется с целью многофакторного стратегического анализа
внешней и внутренней среды организации, дается общая характеристика исследуемой
организации, выявляются достижения и промахи организации. В результате анализа
будут выявлены сильные и слабые позиции организации, ключевые факторы успеха в
конкурентной борьбе.
|